Применение сбалансированной системы показателей
Каждый показатель ССП несет конкретную смысловую нагрузку, оставаясь элементом единой системы причинно-следственных связей, отражающих факторы, оказывающие определяющее влияние на результаты деятельности организации. Вся ССП представляет собой модель взаимодействия "показатели — факторы — результаты".
При этом важно понимать, что не следует увлекаться повышением показателей только одной из групп. Л в условиях, когда, как правило, невозможно одновременное повышение значений всех показателей, т.е. в условиях ограниченных ресурсов, необходимо обеспечивать оптимальное сочетание ресурсов, вкладываемых в каждое из направлений.
В первую очередь это означает, что нельзя допускать "провалов" ни по одному из контролируемых направлений развития организации, поскольку отставание в одном из них негативно сказывается на всех остальных. Прорыв и укрепление занимаемых позиций могут достигаться только при условии обеспечения эффективного взаимодействия всех основных направлений деятельности организации.
Данный принцип является вторым "золотым" правилом стратегического управления. ССП открывает путь к его реализации. Умение реализовать как первое, так и второе золотое правило стратегического управления, характеризует профессиональную зрелость управленца. Взаимная согласованность значений всех групп показателей ССП — необходимое условие успеха.
Многие ведущие компании мира, осуществляя процедуру согласования основных групп показателей, придерживаются структуры системы показателей, как показано на рис. 5.6.
Опыт применения ССП показал, что каждая из основных, как правило четырех, групп содержит от четырех до семи показателей. Их общее число в ССП достигает 25 показателей и более. Меньшее их число не позволяет обеспечить стратегическое управление реально действующим объектом. Работу со столь значительным числом показателей облегчают существующие между ними причинно-следственные связи. Для удобства работы показатели могут быть разбиты на диагностические, обеспечивающие возможность контроля за состоянием объекта управления, и стратегические, характеризующие степень достижения стратегических целей организации.
Следует еще раз подчеркнуть, что ССП используется не только в бизнесе, но и в государственных, региональных, муниципальных структурах. При этом практика применения ССП в последних, пожалуй, даже более актуальна, так как государственные служащие нередко ориентированы на объем выполняемой работы, а не на ее конечный результат. Как правило, результаты деятельности
Рис. 5.6. Взаимодействие основных групп показателей
некоммерческих организаций выражаются не столько финансовыми показателями, за исключением специальных служб, сколько показателями, характеризующими степень достижения поставленных перед ними целей.
Внедрение ССП в деятельность любой организации связано с немалыми трудностями. Среди них можно назвать следующие:
• выяснение, что поставленные стратегические цели по тем или иным причинам невыполнимы;
• отсутствие связи между стратегическими целями организации и стратегическими целями ее структурных подразделений и работников;
• недостаточная увязка разработанной стратегии с имеющимися в организации ресурсами и технологиями;
• при анализе обратной связи основное внимание уделяется тактическим, а не стратегическим аспектам деятельности организации.
Итак, ССП способна стать действенным инструментарием стратегического управления, если на ее базе формируется система материального вознаграждения работников по результатам их работы. Как говорилось выше, степень удовлетворенности работ-пиков своей деятельностью в организации оказывает значительное влияние на показатели остальных основных групп, а в конечном счете на результаты деятельности организации.
ССП позволяет обеспечить составление планов и программ работы организации, направленных на реализацию поставленных перед ней стратегических задач. Реальным при этом становится концентрация главных усилий и ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации.
При использовании ССП, как и при стратегическом управлении в целом, важна эффективная организация всей работы. Значительно возрастает и приобретает конкретные контуры аналитическая составляющая управления, предусматривающая повышение роли коммуникативных и информационных связей, своевременное и адекватное использование обратной связи с целью оперативного реагирования на изменения, происходящие как во внешней среде, так и внутри организации, а самое главное, с целью обеспечения эффективного взаимодействия основных направлений деятельности организации.