Применение принципов устойчивого развития на транспорте
Первоначально принципы "зеленой логистики" на транспорте развивались в прямом соответствии с положениями пунктов 20—22 "Повестки", где речь идет о проблеме экологически безопасного удаления различных видов отходов, включая их транспортировку. Разработка соответствующих логистических решений породила к жизни направление, которое получило название "возвратная логистика" и со временем значительно расширилось относительно своего первоначального назначения, включив всю деятельность но рационализации процесса обратного движения товаров в цепи поставок от характерной точки их конечного потребления с целью получения добавленной ценности или для их уничтожения.
Между тем другие направления логистики не могли быть столь же легко интегрированы в контекст "Повестки" по той причине, что решения, направленные на максимизацию прибыли и обеспечение экономического роста — а это в полной мере относится к решениям в сфере транспортного обеспечения логистики, — чаще всего противоречат этому контексту. В частности:
— современная логистика, нацеленная, прежде всего, на обеспечение своевременной доставки и гибкости транспортного сервиса, вынуждена во все возрастающих масштабах использовать для достижения этих целей наименее экологичные виды транспорта — автомобильный и воздушный;
- применение на транспорте концепции "ступица-спица" (см. параграф 5.5) ведет к концентрации логистической деятельности в крупнейших портах, логистических парках и распределительных центрах. Снижая суммарные затраты, оно создает одновременно исключительно высокие локальные экологические нагрузки;
- тенденция сокращения складских запасов все чаще реализуется в рамках концепции плавающего запаса, что ведет к увеличению объемов товаров "на колесах" и росту объемов перевозок, прежде всего автомобильных;
- даже такая тенденция, как развитие электронной торговли, по мнению некоторых исследователей, является экологически недружественной, поскольку она способствует росту рынка услуг экспресс-доставки, основанному на применении исключительно воздушного и автомобильного транспорта.
Тем не менее интерес к "зеленой логистике" возродился в начале нынешнего пека, когда принцип "загрязнитель платит., нашел не только широкое общественное понимание, но и отражение в законодательстве растущего числа стран. Общество не хотело больше расходовать публичные фонды на покрытие экологических издержек, за счет которых достигалась высокая эффективность отдельных секторов экономики, в том числе и транспорта. Это выразилось, с одной стороны, в растущем количестве законодательных требований и ограничений, обусловленных экологическими приоритетами, а с другой — в общественном давлении на бизнес, от которого требовалось более "экологичное лицо" и повышенное внимание к экологическим ценностям во всех сферах корпоративной деятельности. Как индивидуальные, так и корпоративные клиенты стали уделять все возрастающее внимание экологическому качеству потребляемых товаров и услуг. В результате понятия "зеленый транспорт" и "зеленая логистика" приобрели реальную рыночную ценность.
В современных условиях принципы "зеленой логистики" осуществляются на основе двух параллельно реализуемых подходов: государственного и рыночного.
Принципы устойчивого развития в государственном управлении
Переход к устойчивому развитию в государственном управлении транспортом предусматривает следующие основные направления:
- ужесточение технических стандартов, введение все более безопасных и экологичных транспортных средств и топлив. Примером является система стандартов "Евро", разработанных ЕЭК ООП для регулирования экологических параметров автомобилей. Требования этой системы постоянно ужесточаются: от уровня Евро-1 (1992) до Евро-6, введение которого намечено на 2014 г.;
- всемерное стимулирование переключения перевозок с экологически наиболее проблемного вида транспорта — автомобильного — на другие виды транспорта. Это направление проявляется, в частности, во всемерной поддержке на государственном и международном уровне развития интермодальных перевозок;
применение в системе транспортных налогов и сборов принципа "загрязнитель платит". Так, например, в рамках применения этого принципа автотранспортные компании должны полностью возмещать (за счет повышенных налогов на топливо или специальных экологических сборов) наносимый окружающей среде ущерб, который в настоящее время компенсируется, в основном, за счет бюджетов различных уровней. С точки зрения концепции устойчивого развития бюджетное возмещение создает неоправданные рыночные преимущества для экологически недружественного вида транспорта.
Государственный подход к реализации принципов устойчивого развития строится на сочетании обязательных требований и ограничений со стимулами, оставляющими субъектам рынка право выбора, но дающими им определенные преимущества при выборе "зеленых" решений. Так, переход к производству и эксплуатации транспортных средств все более высоких экологических классов может осуществляться как принудительно — путем поэтапного ввода в действие соответствующих стандартов, так и на основе стимулирующих мер вроде льготного налогообложения или предоставления иных преференций для операторов, эксплуатирующих более экологичные автомобили.
Государственный подход в полной мере реализован в действующей в настоящее время "Белой книге" европейской транспортной политики1. Приоритеты экологичность и энергоэффективноста транспорта занимают в документе центральное место. "Белая книга" содержит 40 конкретных инициатив, которые должны быть реализованы на транспорте ЕС для устранения целого ряда барьеров, препятствующих повышению транспортной подвижности людей и росту европейской экономики. В то же время должна быть радикально снижена зависимость Европы от нефтяного топлива, а углеводородные транспортные выбросы в атмосферу должны снизиться к 2050 г. на 50% (см. врезку 7Л).
Врезка 7.4. "Зеленые" приоритеты транспортной политики ЕС
Принятая в 2011 г. "Белая Книга-2011. К единому европейскому транспортному пространству — через создание конкурентоспособной и ресурсно-эффективной транспортной системы" является очередным концептуальным документом, на основе которого ЕС будет определять политику развития европейского транспорта на ближайшие десятилетия.
" Белая Книга" ставит двуединую цель — завершить создание общеевропейского транспортного пространства и резко снизить негативные экологические эффекты транспорта, добившись к 2050 г. снижения объемов выбросов в атмосферу парниковых газов на 60%. Документом обозначены десять основных задач:
1) вдвое уменьшить использование автомобилей на нефтяных топливах в городах к 2030 г.; полностью исключить его к 2050 г.; практически освободить от выбросов С02 городскую грузовую логистику к 2030 г.;
2) обеспечить применение экологичных авиатоплив в размере 40% от общего их потребления к 2050 г. Также к 2050 г. снизить на 40—50% токсичность по С02 судовых топлив;
3) обеспечить к 2030 г. переключение 30% (а к 2050 г. — 50%) автомобильных перевозок на расстояние более 300 км на железнодорожный и водный транспорт за счет создания эффективных и "зеленых" транспортных коридоров;
4) завершить к 2050 г. создание европейской сети высокоскоростных железных дорог. Утроить к 2030 г. их протяженность. Обеспечить к 2050 г. перевозку основной части пассажиров, путешествующих на средние расстояния, по железной дороге;
5) обеспечить к 2030 г. создание в основном мультимодальной транспортной сети ЕС, завершив ее создание к 2050 г. с необходимым информационным обеспечением;
6) к 2050 г. обеспечить соединение всех базовых аэропортов с железнодорожной сетью, преимущественно — высокоскоростной. Обеспечить также соединение основных морских портов с сетью грузовых железных дорог и, где возможно, -с внутренними водными путями;
7) внедрить до 2020 г. модернизированную инфраструктуру управления воздушным движением и завершить создание единого европейского воздушного пространства. Внедрить аналогичные системы управления движением па наземном и водном транспорте. Внедрить европейскую систему глобальной спутниковой навигации Galileo;
8) к 2020 г. создать основы для формирования единой европейской мультимодальной информационно-управляющей системы и системы взаиморасчетов;
9) к 2050 г. снизить практически до нуля смертность в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). К 2020 г. снизить вдвое количество ДТП. Обеспечить мировое лидерство ЕС в сфере безопасности перевозок и транспортной безопасности на всех видах транспорта;
10) добиться применения в полном объеме принципов "пользователь платит" и "загрязнитель платит" для недопущения дисбалансов и субсидирования наносящих экологический ущерб видов транспортной деятельности. Обеспечить достаточные доходы для будущих инвестиций в транспортную систему.
Для решения перечисленных задач в "Белой Книге" определен перечень 40 инициатив, т.е. направлений конкретных действий. Среди них —дальнейшее ужесточение экологических стандартов, введение "экологических" приоритетов в систему оплаты услуг инфраструктуры, стимулирование инноваций и мер по рационализации перевозок, дающих экологический результат, и т.п.
После принятия "Белой Книги" началась разработка пакета нормативных правовых актов, создающих основу для реализации ее положений.