Применение права как особая форма его реализации
Иногда самостоятельные действия обладателя права не в состоянии обеспечить реализацию его субъективных прав: на их пути возникают разные преграды. В такой ситуации для полной реализации закрепленных в нормах права положений необходимо вмешательство компетентных государственных органов. В подобных случаях речь идет о применении права. Правоприменительная деятельность представляет собой особую форму реализации права.
Применение права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации предписаний правовых норм применительно к конкретным жизненным ситуациям и индивидуально определенным лицам.
Применение норм права имеет ряд свойственных этой форме признаков, главные из которых следующие:
o правоприменительную деятельность осуществляют только специально на то уполномоченные компетентные государственные органы и должностные лица или уполномоченные государством органы местного управления. К таким органам и лицам относятся суд, милиция, командиры воинских частей, префектура;
o применение норм права является деятельностью, осуществляемой в точном соответствии с законом. Закон устанавливает процедуру правоприменительной деятельности, требования, предъявляемые к итоговым актам, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы;
o результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписания);
o деятельность по применению норм права носит государственно-властный характер. Государство наделяет субъектов правоприменительной деятельности властными полномочиями принимать решения, обязательные для физических и юридических лиц. Например, суду принадлежит право признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказание в соответствии с тяжестью содеянного. Это право суд осуществляет при вынесении обвинительного приговора.
Необходимость в применении норм права может быть обусловлена различными обстоятельствами, возникающими в общественной жизни.
Прежде всего правоприменительная деятельность неизбежна в случае совершения правонарушения, поскольку необходимо определить меру наказания виновному. Актом применения права в данном случае является приговор суда, постановление начальника милиции, приказ директора предприятия и т.п.
Кроме того, необходимость в применении права возникает и в случае неисполнения кем-либо своих обязанностей в добровольном порядке. Так, если родитель не исполняет обязанности по содержанию детей, с него приказом или решением суда могут быть взысканы алименты.
Наряду с этим правоприменение востребовано в тех ситуациях, когда оно способствует более полной реализации принадлежащих физическим и юридическим лицам прав. Решением суда можно истребовать имущество из незаконного владения, определить место жительства ребенка у одного из родителей, провести пересчет долей в наследственном имуществе и т.п.
Более того, иногда права и обязанности лиц вообще не могут возникать без правоприменительного акта компетентного государственного органа. Например, для установления взаимных прав и обязанностей супругов необходимо зарегистрировать брак в установленном законом порядке.
Правоприменительная деятельность носит сложный характер. Она состоит из ряда последовательных действий - стадий.
Первая стадия правоприменительной деятельности - установление фактических обстоятельств дела, которые образуют основу применения права. Статья 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает, что при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления), виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, а также смягчающие и отягчающие наказание, обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Вторая стадия правоприменительной деятельности - выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. На этой стадии компетентный орган и должностное лицо должны совершить ряд действий.
Прежде всего они определяют, какой нормативный правовой акт подлежит применению в данном случае, а затем избирают конкретную норму или нормы этого акта.
Затем устанавливается подлинность (достоверность) самой нормы. К примеру, необходимо сравнить ее ОГЛАВЛЕНИЕ с официально опубликованным текстом в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Кроме этого, следует также проверить, не вносились ли впоследствии в указанную норму изменения после принятия нормативного правового акта.
Важно установить также, нет ли коллизии, т.е. противоречия данной нормы нормам Конституции РФ и иных основных законов: федеральных конституционных, федеральных. В случае необходимости в праве устраняется пробел посредством применения аналогии, а также толкования правовой нормы в целях уяснения ее содержания. На основе выбранной нормы осуществляется квалификация происшедшего события, оцениваются все его элементы.
Третья стадия правоприменительной деятельности- принятие и вынесение решения. Она завершает процесс применения права. Субъект правоприменения проверяет, полно ли исследованы обстоятельства дела, достаточна ли их совокупность для принятия законного, достоверного решения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решения.