Применение кредитными организациями контрольно-кассовой техники
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее – Закон о применении контрольно-кассовой техники) порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Банком России (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 4).
Также Банк России должен направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах (п. 3 ст. 3).
При этом используемая кредитными организациями контрольно-кассовая техника регистрации в налоговых органах не подлежит (п. 1 ст. 4, ст. 5).
Кроме того, следует учитывать, что полномочия налоговых органов по контролю за применением контрольнокассовой техники на кредитные организации при осуществлении ими банковской деятельности не распространяются. Данный контроль осуществляет Банк России (п. 3 ст. 7).
В то же время, если наличные деньги принимаются кредитной организацией как субъектом торгово-экономических отношений, например, при наличных денежных расчетах в подведомственных столовых, кафе и т.п., то к такой деятельности действие Закона о применении контрольнокассовой техники применимо в полном объеме как в части полномочий налоговых органов, так и в части требований к самой контрольно-кассовой технике[1].
Такой же подход, по мнению налоговых органов, действует при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг[2].
Исходя из этого, Закон о применении контрольнокассовой техники в части полномочий налоговых органов и требований к контрольно-кассовой технике не должен распространяться на все виды деятельности, относящейся к понятию к банковской (т.е. к банковским операциям, банковским сделкам, операциям с ценными бумагами, к иным сделкам и видам деятельности, связанным с оказанием услуг клиентам). Однако налоговые органы осуществляют контроль за платежными банковскими агентами (субагентами).
Банк России по вопросу применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники в рамках осуществления банковской деятельности отсылает к Закону о применении контрольно-кассовой техники[3].
Таким образом, кредитные организации должны применять контрольно-кассовую технику при получении от физических лиц наличных денег в качестве оплаты оказанных услуг либо проданных иностранной валюты, ценных бумаг, лотерейных билетов, монет и т.д. Если речь идет о привлечении средств на счета и во вклады, передаче в доверительное управление, проведении расчетов, а также о погашении выданных кредитов, контрольно-кассовая техника кредитными организациями применяться не должна.