Применение дополнительных мероприятий (коррекция)
Коррекция может быть направлена на релаксацию, мобилизацию, развитие качеств, регуляцию эмоций, формирование мотивации и т.д. Необходимость в дополнительных мероприятиях может быть вызвана турнирным положением, отклонением от запланированного уровня подготовленности или ситуативными факторами учебно-тренировочного процесса. Для их определения также можно использовать табл. 5.2.
Создание адекватного психического состояния (настройка) достигается созданием индивидуального ритуала предсоревновательного поведения. При этом учитываются индивидуальные особенности спортсмена, традиции команды, условия и т.д. Наиболее важной задачей является формирование конструктивной направленности сознания спортсмена в свободное время, возникающего при переездах, ожидании выступления или жеребьевки, отдыха между тренировками.
При контроле психического состояния спортсмена в соревнованиях (секундировании) главной задачей является сохранить запланированный уровень психической и физической работоспособности, а при необходимости, задействовать резервные возможности организма. Секундирование часто носит очень индивидуальный и ситуативный характер, но психология располагает арсеналом эффективных средств практически на все случаи.
Настраиваться можно по-разному. Главное, чтобы это помогло
Компенсация негативных последствий (восстановление) направлена проработку психологических проблем, которые накапливаются и вытесняются в подсознание, откуда, как троянский конь, в ключевой момент выступления наносят предательский удар. С завершением соревнований работа психолога не заканчивается, а переходит в другую форму, не менее ответственную, чем перед соревнованием. Проводится анализ тренировок и выступлений всего сезона, выбираются наиболее удачные решения и методики работы, проводится поиск причин неудач и способов разрешения проблемных ситуаций.
По результатам работы психолога в процессе психологической подготовки целесообразно составлять для конкретного спортсмена индивидуальную психологическую карту (табл. 5.4), где указаны проведенные тестовые методики, результаты мониторинга психического состояния, регуляционные сеансы, рекомендации по совершенствованию. Использование такой карты поможет избежать дублирования диагностических процедур и позволит анализировать динамику психологической подготовленности в течение сезона. Карта составляется психологом и утверждается тренером, что обеспечивает адекватный выбор мероприятий психологической подготовки и их согласование с тренировочными нагрузками и другими процедурами: врачебными, физиотерапевтическими, фармакологическими.
Дополнить карту помогут план психологического анализа тренировочного занятия (табл. 5.5) и схема работы спортивного психолога для решения конкретной задачи (табл. 5.6).
Таблица 5.4. Индивидуальная психологическая карта спортсмена
Вид деятельности |
Название этапа |
ОГЛАВЛЕНИЕ работы |
Общая психологическая подготовка |
Базовая психодиагностика |
Выявить индивидуальные психологические особенности спортсмена, чтобы в дальнейшем определить сильные и слабые стороны подготовленности, а также методы воздействия на них |
Программирование психологической подготовки |
Постановка дальних и ближних целей соревновательного цикла и создание с учетом индивидуальных особенностей спортсмена плана психологической подготовки |
|
Мониторинг и оперативная диагностика |
Организовать поступление оперативной информации о психическом состоянии (т.е. систематическую диагностику) без существенного влияния на тренировочный режим |
|
Специальная психологическая подготовка |
Коррекция отклонений в подготовке |
Профилактика негативных эмоциональных состояний и перетренированности |
Создание адекватного психического состояния |
Создание индивидуального ритуала предсоревновательного и соревновательного поведения и тщательное его выполнение |
|
Соревнование |
Психологическое секундирование |
Контроль психического состояния и оперативная коррекция его при необходимости |
Восстановление |
Компенсация негативных последствий |
Снижения негативного влияния интенсивной работы, поражений, судейских ошибок, травмы |
Таблица 5.5. План психологического анализа тренировочного занятия
Часть тренировки |
Объекты изучения |
||
Подготовка |
Особенности приезда; время прихода; пребывание в раздевалке; вход в зал (стадион, бассейн) |
||
Начало |
Форма организации встречи; эмоциональный фон; особенности постановки задач |
||
Разминка |
Объем нагрузки; время на различные виды упражнений; эмоциональный фон; общение в процессе разминки; завершение разминки |
|
|
Основная (работа с тренером) |
Задачи общения; соответствие плану (заданию); эмоциональный фон; удовлетворенность результатом |
|
|
Основная (работа с партнером) |
Задачи общения; соответствие плану (заданию); эмоциональный фон; удовлетворенность результатом |
|
|
Основная (самостоятельная работа) |
Задачи работы; мотивация ("усердие") работы; эмоциональный фон; удовлетворенность результатом |
|
|
Заключительная |
Формы организации завершения; дополнительные завершающие упражнения; эмоциональный фон; подведение итогов |
|
|
После занятия |
Уход из зала; пребывание в раздевалке; особенности отъезда |
|
|
Таблица 5.6. Работа спортивного психолога для решения конкретной задачи
Вид работы |
Цель работы |
Беседа с тренером |
Обсуждение задач и желательного результата |
Беседа со спортсменом |
Формирование мотивации сотрудничества |
Диагностика и анализ |
Определение текущей задачи и ее психологического компонента |
Анализ |
Разработка системы воздействия |
Анализ |
Разработка форм реализации воздействия |
Беседа со спортсменом |
Планирование психологического воздействия |
Анализ |
Разработка форм контроля результатов воздействия |
Беседа с тренером |
Планирование контрольных точек |
Беседа со спортсменом |
Организация систематической рефлексии изменений |
Беседа с тренером |
Анализ результатов работы |