Прилежащая зона
Под прилежащей зоной понимается морской район, прилегающий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным правом целях (ст. 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.; ст. 33 Конвенции 1982 г).
В соответствии с Конвенцией 1982 г. прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прилежащая зона может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил прибрежного государства в пределах его территории, включая территориальное море, а также в целях наказания за такие нарушения. Прибрежное государство в целях борьбы с торговлей археологическими и историческими объектами, обнаруженными в его прилежащей зоне, вправе установить, что они могут быть извлечены с морского дна только с его одобрения.
Установление прилежащей зоны – не обязанность, а право прибрежного государства. Его законодательством определяются и виды контроля, которые оно будет осуществлять в своей прилежащей зоне.
Проливы, используемые для международного судоходства
В Конвенции 1982 г. предусмотрен раздел "Транзитный проход". Положения этого раздела применяются к проливам, используемым для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны; при этом к таким проливам относятся те, воды которых составляют территориальное море. Если в проливе, используемом для международного судоходства, имеется столь же удобный судоходный путь, проходящий в открытом море или исключительной экономической зоне, то к такому проливу не применяется режим "транзитного прохода". Этот режим не применяется и к проливам, проход в которых регулируется в целом или частично давно действующими и находящимися в силе международными конвенциями.
Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого прохождения судна или пролета летательного аппарата (транзита) через международный пролив.
При осуществлении транзитного прохода суда обязаны соблюдать определенные Конвенцией 1982 г. условия: воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом; воздерживаться от любой деятельности, которая не свойственна транзитному проходу; соблюдать общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на морс, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов и др.
В международных проливах государства, граничащие с ними, могут устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов, если это необходимо для обеспечения безопасности судоходства. Такие коридоры и схемы должны соответствовать международным правилам. Предложения об их установлении государства должны передавать Международной морской организации (EIMO). ИМО после согласования с государствами, граничащими с проливами, утверждает морские коридоры и схемы разделения движения. Суда при осуществлении транзитного прохода обязаны соблюдать морские коридоры и схемы разделения движения, установленные в таком порядке.
Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства, граничащие с международными проливами, вправе принимать законы и правила, касающиеся транзитного прохода.
Эти государства обязаны не препятствовать транзитному проходу и сообщать о любой опасности для судоходства в проливе.
В том случае, если пролив соединяет территориальное море какого-либо государства с частью открытого моря или исключительной экономической зоной, в таком проливе действует право мирного прохода. Режим мирного прохода применяется и в проливе, образуемом островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне.
Имеется ряд проливов, правовой режим в которых установлен полностью или частично действующими специальными конвенциями. К ним относятся Черноморские, Балтийские проливы, Магелланов пролив.
Правовой режим Черноморских проливов определен Конвенцией о режиме проливов, заключенной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Конвенция 1936 г. регулирует проходы и судоходство в проливах Дарданеллы, Босфоре и в Мраморном море ("Проливы"), В соответствии с этой Конвенцией все торговые суда независимо от флага и груза пользуются свободой прохода и плавания в проливах в любое время суток. За проход торговых судов через проливы взимаются сборы за осуществление санитарного контроля, оказание помощи, а также маячные и подобные сборы. В соответствии с Конвенцией Турция приняла на себя обязательство не взыскивать за проход через проливы никаких иных сборов.
Торговые суда осуществляют транзитный проход без каких-либо формальностей, за исключением необходимости останавливаться у санитарной станции при входе в проливы для прохождения санитарного контроля.
Во время войны, если Турция не является воюющей стороной, все торговые суда независимо от флага и груза пользуются обозначенной свободой прохода. В том случае, если Турция является воюющей стороной, все торговые суда, за исключением судов, принадлежащих противнику турецкой стороны, также пользуются свободой прохода. Суда должны входить в проливы только в дневное время.
Начиная с 70-х гг. XX столетия Турция делает попытки ограничить свободу прохода торговых судов в проливах путем установления дополнительных требований, предъявляемых к этим судам, в основном мотивируя это природоохранными соображениями. Так, в 1994 г. она ввела Регламент судоходства в проливах, положения которого являются отступлением от положений Конвенции о режиме проливов 1936 г.
Конвенционный режим плавания и прохода через Черноморские проливы различен для военных (и военно-вспомогательных) кораблей черноморских и нечерноморских держав. Учитывается также тип кораблей, их общий тоннаж и срок пребывания в Черном море.
В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и военно-вспомогательные суда черноморских и нечерноморских государств пользуются свободой прохода через проливы. Общее число таких кораблей не может превышать девяти единиц.
Черноморские государства могут проводить через проливы линейные корабли любого тоннажа. Однако они должны следовать в одиночку в сопровождении не более чем двух миноносцев. Эти государства могут также проводить через проливы подводные лодки для возвращения их на базы, находящиеся в Черном море. Подводные лодки черноморских государств могут выводиться из Черного моря и проходить через проливы, только если это необходимо для ремонта вне этого моря. Подводные лодки должны следовать через проливы в надводном состоянии и в дневное время. При этом общий тоннаж всех военных кораблей, находящихся одновременно в проливах при транзите через проливы, не может превышать 15 тыс. т.
Конвенция устанавливает, что общий тоннаж всех военных кораблей нечерноморских государств, одновременно находящихся в Черном море, не может превышать 45 000 т. Время их пребывания в Черном море ограничивается 21 сутками. Конвенция подтверждает, что Черное море имеет специфический правовой режим, отличный от правового режима других морей: здесь ограничено военное мореплавание нечерноморских государств.
Государства как черноморские, так и нtчtрноморскиt должны направлять Турции уведомление за восемь дней до прохода военных кораблей через проливы. Однако Конвенция указывает, что для нечерноморских государств было бы желательным направлять уведомление за 15 дней до предполагаемого прохода кораблей.
Режим судоходства через проливы Большой и Малый Бельты и Зунд, соединяющие Балтийское и Северное моря, определен в договорном порядке лишь частично. В 1857 г. в Копенгагене был заключен Трактат об отмене пошлин, взимаемых с купеческих судов и грузов при проходе через проливы Зунд и обоих Бельтов. Этим договором отменялись сборы, которыми Дания облагала торговые суда при их проходе через проливы, провозглашалась свобода торгового судоходства в Балтийских проливах.
В отношении военного мореплавания в Балтийских проливах длительное время действовала также свобода судоходства в качестве обычной нормы международного права. Этой свободе не чинили препятствий государства, граничащие с проливами – Дания и Швеция (последняя – в части пролива Зунд). Положение о свободе военного мореплавания в проливах не нашло своего закрепления в Трактате 1857 г., хотя нет в нем и запрета такого мореплавания.
В 1976 г. Дания приняла Постановление о допуске иностранных военных кораблей и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время. Этим Постановлением хотя и декларируется свобода прохода военных кораблей через территориальное море Дании в указанных проливах, но для осуществления такого прохода предусмотрена необходимость уведомления (не менее чем за трое суток до прохода), а в определенном случае и разрешения (если корабли, например, намерены проходить через внутренние морские воды Дании).
В 1982 г. Швеция приняла Постановление о правилах доступа иностранных кораблей и государственных воздушных судов на территорию 0Швеции. Этим Постановлением также предусмотрен в некоторых случаях разрешительный порядок прохода через морскую территорию Швеции военных кораблей и принадлежащих государству судов, не используемых для коммерческих целей.
Правовой режим Магелланова пролива (соединяет Атлантический и Тихий океаны) установлен чилийско-аргентинским договором 1881 г. В соответствии с этим договором Магелланов пролив объявлен постоянно нейтрализованным, в нем гарантирована свобода судоходства для всех судов независимо от их флага.
Поскольку пролив перекрывается территориальными водами Чили, пребывание в них военных кораблей регламентируется правилами, объявленными в ноте МИД Чили от 13 ноября 1967 г.
Великобритания и Франция как государства, граничащие с проливом Па-де-Кале (Дуврским проливом), приняли 2 ноября 1988 г. Совместную декларацию о транзитном проходе через пролив Па-де-Кале. В двустороннем документе подтверждено право "беспрепятственного транзитного прохода" через пролив гражданских судов и военных кораблей, а также транзитного пролета над проливом самолетов. Вместе с тем указано, что правительства двух государств предпримут в соответствии с международным правом "меры, необходимые для предотвращения загрязнения судами морской среды, уменьшения такого загрязнения и контроля над ним".