Прикладной аспект теоретического осмысления языка
Каждый человек, как сложно ни выглядела бы языковая картина мира, ориентируется в каждом из названных выше классов языков, хотя степень владения ими, разумеется, может сильно различаться. Теперь, если мы посмотрим
на сферу человеческой деятельности, и особенно на сферу деловой, профессиональной активности, то обнаружим, что наш язык изобилует понятиями и терминами. В работе профессора МГУ, известного специалиста в области риторики Ю.В. Рождественского[1] приведена классификация терминов, с которыми приходится иметь дело каждому из нас (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Классификация терминов
Разряды |
Происхождение |
Предметное ОГЛАВЛЕНИЕ, смысловая структура терминов |
1. Философские |
Создаются автором конкретной философской системы |
Предметная сторона значения – не сами видимые и осязаемые предметы, а понятия, определяющие сферу философствования: искусство, наука, техника и т.п. Собственно философские понятия развиваются как отвлечения от нефилософских |
2. Научные |
Принадлежат системе науки, а нс отдельному автору |
Предметная сторона – образы объектов научного исследования, созданные абстрагирующей работой мысли |
3. Технические |
Создаются ведомствами, органами стандартизации |
Предметная сторона – объекты техники и технологии. Содержат наглядные образы предметов техники, их частей и технологических процессов. Образ вещи эквивалентен понятию о вещи, что позволяет использовать графические средства |
4. Мерительные |
Возникают в процессе специализированной деятельности |
Предметная сторона – параметр измеряемого объекта. Организующий центр терминологии и основа применения математического аппарата. ОГЛАВЛЕНИЕ – единицы и системы измерения, названия мер и эталонов |
5. Термины- команды |
Могут создаваться как ведомствами, так и авторами |
Предметная сторона – действие |
6. Термины искусств |
Употребляются по традиции (нота, аккорд, архитрав, ордер и т.п.) |
Предметное значение – действие в области искусств |
7. Номенклатуры |
Типичная терминология, система официально утвержденных названий |
Предметное ОГЛАВЛЕНИЕ – название объекта из данного класса |
8. Прогностические |
Создаются и официализируются только традицией, например, в древнекитайской "Книге перемен" содержится свод прогностических терминов и объяснение их значения |
Предметное ОГЛАВЛЕНИЕ – действие в соответствии с прогностической моделью |
Вся эта система делится на три группы:
а) философские и научные термины (разряды 1 и 2), их смысловая структура образно-понятийная. Эти термины принадлежат исключительно авторскому тексту и не связаны с иной семиотической действительностью, кроме литературного текста;
б) технические, мерительные термины и номенклатуры (разряды 3, 4 и 7). Эта группа терминов объединяет в одно целое практическую деятельность, человека и отвечает созданной и создаваемой человеком технике;
в) термины искусства, команды и прогностика (разряды 5, 6 и 8). Они служат организации межчеловеческих отношений.
Все восемь разрядов отражают процесс познания, технического освоения природы и возникающие в этом процессе отношения. В логике конкретной деятельности это находит следующее выражение: сначала создается проблемная ситуация, из которой вытекает потребность ее философского осмысления. Затем замысел критикуется и обсуждается в терминах и методах науки. После этого происходят разработка замысла с помощью фантазии образов техники, технических и экономических понятий, вводимых с помощью мерительной терминологии; обсуждение, реализация и распространение продуктов с помощью номенклатур. Всей этой деятельности необходимо научить работников с помощью терминов искусств и организовать их с помощью команд.
А. Белый тонко чувствовал разницу между термином и живым словом: "Слово-термин – прекрасный и мертвый кристалл, образованный благодаря завершившемуся процессу разложения живого слова. Живое слово (слово- плоть) – цветущий организм"[2]. Согласимся с поэтом, но без использования специальных понятий мы сегодня обойтись не можем.
Завершая тему символического пространства и языка культуры, подведем некоторые итоги.
1. Главный смысл языка и основная функция языка заключены, по выражению В. фон Гумбольдта, в деятельности по превращению "мира в мысли". В языке мысль не выражается, а совершается, осуществляется.
2. Язык, как отметил М. Фуко в работе "Слова и вещи", – одна из решеток культуры, проходя сквозь которую устанавливается и существует порядок. Это система знаков, в которой закреплен порядок любой культуры.
3. Суммируя, язык – это и деятельность по производству смыслов, кодов культуры, и знаковая система, и способ коммуникации.