Прикладная этика
Это новое направление в этике, вернее, новый вид этики, получивший бурное развитие в конце XX в. и связанный с конкретизацией этики прав человека в различных сферах жизни человека, в условиях новых угроз его природе и достоинству, вызванных бурным развитием науки. Прикладная этика включает такие виды, как биоэтика, экологическая этика, экономическая, политическая, космическая, медиаэтика, этика науки, компьютерная этика, этика бизнеса, корпоративная этика, этика организации, административная этика.
Предметом прикладной этики являются моральные проблемы, имеющие особый характер (смертная казнь, эвтаназия, трансплантация органов, продажа оружия и др.). Эти проблемы являются пограничными, так как касаются вопросов, связанных с жизнью и смертью, ценностью самой жизни, рассматривающих пограничные ситуации.
Проблемы прикладной этики широко обсуждаются не только специалистами (например, врачами, как в профессиональной этике), но также философами, юристами, журналистами, политиками, общественными деятелями. Осмыслению этих проблем посвящено творчество художников и писателей, сценаристов и режиссеров. Важная особенность проблем прикладной этики — их открытость, предполагающая необходимость обсуждения.
Многие жизненные ситуации современного общества вынуждают людей остановиться, задуматься, они требуют специального разговора (этического дискурса), не давая нам впасть в нравственную спячку, заставляют пробудить нравственные чувства, обратиться к вечным ценностям. Такую роль играют моральные дилеммы прикладной этики. Моральный разговор (как гуманитарный ресурс) важен для общества, он также необходим отдельным индивидам (как условие развития личности). Моральный диалог способствует пониманию другого как самого себя, он важен для самопознания и обретения идентичности. Именно диалог или свободная беседа служат определяющей характеристикой человека как особого вида бытия ("Человек — это бытие, вопрошающее о смысле", — сказал М. Хайдеггер).
Г. Гадамер в статье "Неспособность к разговору" отмечал такие негативные черты современного человека, погруженного в обезличенные массовые медиа, как неспособность к диалогу и нежелание вести беседу. Новые информативные технологии действительно ведут к разрушению такого традиционного способа общения, как беседа или диалог, что оказывает деструктивное влияние на человеческое бытие, ведет к кризису идентичности.
Между тем диалогичность бытия получила отражение в традиционной и в современной этике: в традиционной этике она проявлялась в борьбе противоположных позиций и борьбе мнений. В современной этике удельный вес и роль моральных дилемм увеличились, в их обсуждении принимают участие различные специалисты, а пространство этического диалога максимально расширилось: многие моральные проблемы современного мира имеют форму моральных дилемм глобального масштаба. К ним относятся проблемы прикладной этики.
Моральная дилемма — ситуация сложного выбора между двумя противоположными вариантами поведения, когда человек должен сделать трудный выбор, например нарушить закон и спасти жизнь человека. Моральная дилемма возникает в ситуации противоречия между двумя моральными нормами: например, в ситуации, когда врач должен делать аборт или ампутировать ногу, возникает противоречие между принципами "Выполняй свой долг" и "Не навреди".
Моральная дилемма — необходимость выбора между противоположными решениями, каждое из которых правильное. Классический пример моральной дилеммы описал Жан Поль Сартр: это ситуация, когда французский молодой человек, студент, желает отомстить за брата, которого убили на войне, но он живет с одинокой матерью, перед которой у него тоже есть моральные обязанности. Таким образом, ему надо сделать выбор между противоположными моральными обязательствами, связанными с привязанностью к матери, а также со стремлением внести свой вклад в борьбу с врагом.
Моральные дилеммы прикладной этики характеризуются своей общественной значимостью, поскольку затрагивают фундаментальные этические ценности, такие понятия, как смысл жизни, достоинство личности. Как отмечает А. А. Гусейнов, "это такие проблемы, судьба которых решающим образом зависит от сознательно выраженной воли общества, воплощенной в соответствующей институциональной организации жизни. Например, в результате смертной казни погибает значительно меньше людей, чем от семейных ссор и уличных драк, тем не менее именно она, а не семейные ссоры и уличные драки, является предметом прикладной этики, так как в этом случае речь идет о сознательной, четко выраженной воле общества, целенаправленном акте государства". В результате обсуждений проблем прикладной этики широким кругом лиц, включая специалистов и просто общественность, высказав все аргументы "за" и "против" (например, эвтаназии), общество принимает публичное решение по каждому вопросу.
Важной особенностью моральных дилемм прикладной этики является также то, что для их решения порой требуются специальные знания (нельзя, например, выработать нравственно взвешенное отношение к трансплантации органов без ответа на вопрос о медицинских критериях человеческой жизни). Дилеммы прикладной этики являются открытыми не потому, что для них не найдено логически безупречного обоснования, а потому, что они не имеют его, они всегда единичны и требуют каждый раз частных, одноразовых решений, как в суде, где самые совершенные законы не освобождают от суда, призванного специально удостоверять, конкретно исследовать каждый случай их нарушения. Способ принятия решений (продолжая аналогию с судом) является публичным, процессуально оформленным и чаще всего осуществляется через специальные этические комитеты, в которых представлена вся совокупность относящихся к делу интересов и компетенций.
Наиболее известны дилеммы биоэтики (эвтаназия, трансплантация органов, экстракорпоральное оплодотворение). Границы между противоположными мнениями по этим вопросам часто совпадают с границами между культурами и религиями, странами и народами: в одних странах разрешена трансплантация органов (Россия, США), в других (мусульманские страны и Япония) — считается убийством, в одних признаются репродуктивные технологии, в других осуждаются, одни признают эвтаназию, другие запрещают.
В этике бизнеса также имеются моральные дилеммы, возникающие на разных уровнях: индивидуальном, социальном и глобальном. Специфика многих моральных дилемм η том, что они не могут быть решены одним человеком, требуют участия многих людей, вовлекают в этический разговор (дискурс). Наличие моральных дилемм, имеющих пограничный, междисциплинарный и открытый характер, является важной характерной чертой прикладной этики. Показательные примеры таких проблем — смертная казнь, клонирование, продажа оружия и др. Они являются пограничными, так как касаются фундаментальных моральных принципов, ценности самой жизни, являются предметом осмысления ряда дисциплин, имеют форму дилеммы, каждое из взаимоисключающих решений которой способно быть предметом моральной аргументации.
В этой связи важная особенность прикладной этики заключается в том, что ее проблемы (моральные дилеммы) требуют публичного решения как результата общественного обсуждения. Многие этические проблемы (эвтаназия, смертная казнь, аборт, клонирование, репродуктивные технологии применение генно-модифицированных продуктов) сегодня приобретают глобальный характер, они получают разное решение в разных странах (клонирование запрещено в большинстве стран, кроме Китая).
Еще одна особенность прикладной этики связана с тем, что многие ее проблемы затрагивают фундаментальные моральные ценности (вопросы о смысле жизни и смерти, чести и достоинстве, понятие личности, отношение к самоубийству, насилию и жестокости), которые лежат в основании всех типов культур. Многие из этих проблем не могут быть решены традиционной этикой, но требуют специальной философской, юридической и гуманитарной экспертизы.
В этой связи следует отметить, что прикладная этика представляет собой не просто новый вид этики, но также новый вид знания, некую транснауку, в которую входят разные формы знания. Такой транснаукой, включающей познания из разных наук, является экологическая этика, биоэтика. Ею должна стать этика бизнеса, или деловая этика.
Профессиональная этика
Профессиональная этика — это максимально конкретизированная система принципов и норм поведения, характерная для разных специальностей и профессий; свод правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. В зависимости от типа профессии (включающей различные аспекты отношения человека к природе, обществу, технике, к другим людям) меняются роль этических принципов и их ОГЛАВЛЕНИЕ. Наиболее востребованной является профессиональная этика в профессиях по типу человек — человек (врач — больной, учитель — ученик, законодатель — гражданин, продавец — покупатель).
Профессионал — человек, обладающий специальными знаниями и умениями, он способен выносить экспертные суждения и принимать грамотные решения в сложных ситуациях, которые для обычного человека, не имеющего специального образования, неразрешимы. На вопрос, какими правилами и принципами руководствуется профессионал в процессе взаимодействия с коллегами, клиентами, обществом, отвечает профессиональная этика. Самой ранней формой профессиональной этики является клятва Гиппократа, которой придерживаются врачи на протяжении тысячелетий.
Профессиональная этика — моральные нормы, ценности и стандарты, принятые профессиональным сообществом, чаще всего эти стандарты воплощены в этическом кодексе.
Этические кодексы очень важны, поскольку они формулируют границы дозволенного в рамках профессиональной карьеры. Многие проблемы имеют вид противоречия, или дилеммы, разрешить которые бывает нелегко.
Роль профессиональной этики возрастает по мере все большей специализации и роста потребности в узких специалистах, появления новых специальностей (менеджер, маркетолог, копирайтер, рекламный агент). Сегодня она становится неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Традиционные виды профессиональной этики — педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, а также сравнительно новые — инженерная этика, журналистская этика, этика строителя, этика архитектора, этика ландшафтного дизайнера, этика менеджера. Профессиональная этика рассматривает вопросы поведения специалиста, его отношения с сотрудниками, заказчиками, партнерами, степень ответственности на своем рабочем месте. В современном обществе роль профессионалов возрастает.