Лекция 6. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА
Практическая и прикладная этика. В повседневных взаимоотношениях индивиду нет необходимости каждый раз при принятии решения выяснять смысл и общественное значение своего поступка: как правило, он следует принятым в своей среде стереотипам поведения и полагается на свой жизненный опыт. Однако при решении моральных дилемм субъект не всегда может положиться на собственный или коллективный нравственный опыт, который к тому же зачастую противоречив. Можно ли оправдать сокрытие правды и ложь, и если да, то в каких случаях? Ответы на эти вопросы могут быть разными и даже противоположными. Прощать или не прощать обидевшего тебя человека? Одни прощают, ссылаясь на авторитет требования христианской морали ("Прощайте, и прощены будете" (Лк. 6:37); "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6:14)); другие считают прощение проявлением слабости, беспринципности ("Я сильная женщина, я обид не прощаю"); третьи полагают, что подлинное, искреннее прощение возможно только после преодоления негативных чувств к обидчику и т.д. Чем же может помочь человеку этика? Этика снабжает субъекта морального выбора необходимыми теоретическими знаниями для понимания сущности рассматриваемого феномена (процесса, отношения), описывает и анализирует возможные последствия тех или иных поступков и, следовательно, помогает ему выйти за пределы ограниченного индивидуального опыта и сделать моральный выбор более осмысленным. Таким образом, практическая этика расширяет диапазон ответственных индивидуальных решений и снижает риски морального выбора, поскольку предоставляет субъекту морального выбора теоретические знания, необходимые для более глубокого понимания ситуации, дополнительные аргументы и методы правильного рассуждения.
Философия в целом является практически ориентированным знанием. Этику же А. А. Гусейнов называет "одним из основных каналов выхода философии в практику": теоретическая реконструкция морали в этике подчинена задаче нравственного совершенствования человека и общества. Практическая этика существует с античности, она является органической частью (или аспектом) философской этики. Многие философы (Аристотель, Эпикур, Сенека, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Д. Юм, И. Кант, И. Бентам, Дж. Ст. Милль, А. Шопенгауэр и др.) обсуждали и обосновывали решения различных практических нравственных проблем - высших ценностей жизни, справедливости, насилия и ненасилия, смертной казни, самоубийства, лжи, чести и достоинства и др.
Определение "прикладная" применительно к науке возникает в естествознании для обозначения научных исследований, сориентированных на решение конкретных практических задач, в противовес фундаментальной науке, "чистому" знанию, затем уже оно стало использоваться в гуманитарных науках (прикладная экономика, прикладная лингвистика и т.д.). Термин "прикладная этика", который употреблялся уже на рубеже XIX-XX вв., прочно закрепляется в этике только с 70-х гг. XX в. и начинает вытеснять использовавшийся прежде термин "практическая этика". Постепенно в этике начинают осознавать, что дело здесь не в терминологических предпочтениях (или не только в них), что в этике складывается новый подход к решению практических моральных проблем - со своими методами, инструментами и дополнительными возможностями влияния на общественную практику. С появлением прикладных исследований образ этики стал настолько отличаться от традиционного, что в западной литературе термином "прикладная этика" стали обозначать не только специальный раздел этики, но и вообще всю современную этику.
Возникновение прикладной этики связывается, прежде всего, с объективными, внешними по отношению к самой этике причинами, общими тенденциями демократизации и гуманизации общественной жизни, обусловленными логикой развития цивилизации как единого поступательного процесса. Никогда прежде не были такими массовыми движение за гражданские права, дискуссии о равенстве, гуманизме, справедливости. Под давлением общественного мнения берутся под контроль общества все новые и новые сферы: отношение к окружающей среде и культурно-историческому достоянию человечества, бизнес, медицина, реклама и т.д., разрабатываются методы решения возмущающих общественность проблем. Происходит резкий поворот гуманитарных наук к конкретным практическим проблемам человека и общества, радикально изменяется и образ этики как науки. Расширяется круг изучаемых ею проблем, изменяются подходы к их решению, обогащаются методы их исследования, складываются новые предметные области этических исследований (этика бизнеса, биоэтика, информационная этика, экологическая этика, корпоративная этика, административная этика и др.)" и именно эти направления исследований в настоящее время наиболее востребованы и развиваются наиболее интенсивно.
Еще одним обстоятельством, обострившим спрос на этическую поддержку морального выбора современного человека, стало усложнение условий и, соответственно, увеличение рисков выбора. Рост знаний и технологических возможностей общества привели к расширению поля морального выбора, появлению таких ситуаций выбора, с которыми человечество прежде не сталкивалось (клонирование, проблемы пересадки органов, суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения, генной инженерии и др.). Обсуждение в обществе новых моральных дилемм стимулировало теоретические дискуссии в этике и также способствовало развитию прикладной этики.
Существуют и внутринаучные причины появления прикладной этики в ее современном облике. Прикладная этика является порождением и итогом развития этики в течение двух с половиной тысяч лет. За это время теоретическая этика накопила солидный запас знаний о морали, что позволяло ей оказывать определенное влияние на решение практических задач. Но от этики и философии всегда ждали большего. Однако в первой половине XX в. этика в лице своего доминирующего направления - метаэтики - неожиданно разворачивается к своим внутренним проблемам: уточнению языка науки, ее понятий, категорий, принципов и норм. В метаэтике, как известно, был даже сформулирован методологический принцип невмешательства теории в практическую жизнь. Поворот метаэтики к практическим проблемам морали стал результатом переосмысления ею задач философствования, реакцией этического сообщества (в том числе и "метаэтического") на упреки в чрезмерном увлечении этики теорией и игнорировании ею практических проблем. В результате процессов, происходивших в обществе и в этике в первой половине XX в., изменилась теоретическая этика, - она стала намного строже, получили стимул к развитию практико-ориентированные направления этической теории - утилитаризм, прагматизм, ситуативная этика, этика добродетели, этика воспитания, появилась прикладная этика.
Во второй половине XX в. происходит еще одно весьма знаменательное изменение в этике: смещение исследовательского внимания от традиционных для этики направлений исследований - этики личностного самосовершенствования и межличностных отношений - к вопросам публичной морали. Проблемы, вызывающие резонанс в общественном мнении (нарушения прав человека, дискриминация, коллективный эгоизм отдельных сообществ и групп, непоправимый ущерб окружающей среде, ответственность перед будущими поколениями, нечестные методы конкурентной борьбы, несправедливость в распределении социальных благ, клонирование, эвтаназия, наказание, смертная казнь и др.) становятся предметом рассмотрения в этике. Прикладная этика изучает эти проблемы, изыскивает релевантные способы их решения.
Публичная мораль воспроизводится иным образом, отличным от способов поддержания морали в частной сфере - сфере индивидуальной морали и морали межличностных отношений. В публичной сфере человек, даже решая частную проблему, которая может представляться ему уникальной, тем не менее, имеет дело с отношением к большим группам людей, с которыми он лично не знаком, но интересы которых он должен учитывать в своем решении. Публичная мораль выражает общественную волю, ориентирует на достижение общего блага и является механизмом координации интересов общества в целом, больших групп людей (национальных, религиозных, профессиональных сообществ, корпораций, и т.д.) и личности. Она институциональна, т.е. для реализации требований, сформулированных обществом, создаются своды согласованных правил поведения и нравственных ограничений в определенной сфере деятельности (кодексы, конвенции и др.), а также поддерживающие их организационно структуры, процедуры и регламенты. Как осуществляется институциональное регулирование, можно проследить, сравнивая способ функционирования морали в частной сфере и право - один из социальных институтов, поддерживающих мораль.