Прием груза к перевозке
Обязанности перевозчика по приему груза к перевозке заключаются в проверке его состояния и документационного оформления приема груза. Установленные Правилами приема грузов к перевозке требования к проверке зависят от того, принимаются ли грузы в вагонах или в контейнерах. В свою очередь характер действий перевозчика по приему груза в вагонах определяется типом вагонов, т.е. зависит от того, являются ли они вагонами закрытого или открытого типа. Прием груза, погруженного в подвижной состав закрытого типа, опломбированного с наложением ЗПУ, или в вагоны с наложением закруток установленного типа, производится без проверки груза в вагонах, а лишь путем визуального осмотра состояния вагонов (проверки исправности ЗПУ, закруток, люков, шелевок, обивки и т.п.)[1]. Прием к перевозке груза в вагонах открытого типа производится путем визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков его утраты, недостачи или повреждения, а также соблюдения требований технических условий размещения и крепления груза.
Действия по приему грузов в контейнерах также зависят от некоторых факторов, в том числе от вида контейнеров, а также от места погрузки грузов в контейнеры (на железнодорожных путях необщего пользования на станциях или на железнодорожных путях необщего пользования и в местах необщего пользования на станциях, либо в местах общего пользования)[2].
При перевозке груза с объявленной ценностью обязательным условием его приема является проверка перевозчиком соответствия количества груза (грузовых мест) данным описи груза[3].
Факт передачи груза перевозчику подтверждается выдачей им грузоотправителю квитанции о приеме груза. Вместе с оригиналом транспортной железнодорожной накладной этот документ подтверждает заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ). По действующим правилам заключение договора не освобождает грузоотправителя от охраны вагонов, в том числе загруженных контейнерами, до момента их фактической передачи перевозчику по отдельному документу, именуемому памяткой приемосдатчика. Только с этого момента перевозчик отвечает за сохранность груза.
Фактическое подтверждение передачи вагонов с грузом имеет важное правовое значение, поэтому в Правилах приема грузов к перевозке достаточно четко прописаны следующие четыре варианта. Первый связан с погрузкой вагонов, в том числе и загруженных контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика, когда фактическим подтверждением передачи являются подписи грузоотправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графах "Вагон сдал", "Вагон принял", проставляемые у места погрузки в момент уборки вагона.
Второй вариант касается случаев погрузки вагонов, в том числе загруженных контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом, не принадлежащим перевозчику. Здесь фактическим подтверждением передачи вагонов с грузом служит подпись владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которым заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, и подпись перевозчика в памятке приемосдатчика в графах "Вагон сдал", "Вагон принял". Причем, как указано в Правилах приема грузов к перевозке, "приемосдаточные операции осуществляются на выставочных путях установленными договорами в момент уборки вагонов"[4]. Следует иметь в виду, что в этой ситуации владелец железнодорожных путей необщего пользования или пользователь, с которым заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выступают в отношениях с перевозчиком на основании доверенности грузоотправителя, которая представляется перевозчику.
Третий вариант распространяется на случаи погрузки грузов в вагоны в местах общего пользования и местах необщего пользования, расположенных на территории железнодорожной станции, силами и средствами грузоотправителя. В этих ситуациях фактическим подтверждением передачи вагонов с грузом становятся подписи грузоотправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графах "Вагон сдал", "Вагон принял", проставляемые в момент фактического приема у места погрузки.
Четвертый вариант, в отличие от трех предыдущих, вводит новый документ – приемо-сдаточный акт, на котором ставят свои подписи грузоотправитель и перевозчик, свидетельствующие о фактическом подтверждении передачи груза. Такой порядок применяется при погрузке груза в вагоны в местах общего пользования силами и средствами перевозчика. Приемосдаточный акт составляется на каждый контейнер и мелкую отправку.
Необходимо отметить, что указанными Правилами предусмотрена процедура приема груза к перевозке с использованием электронной накладной. Она применяется в порядке, установленном в договоре об электронном обмене данными или в договоре об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем[5].
Обычно прием груза к перевозке и оформление необходимых документов осуществляются не самим перевозчиком, а уполномоченными им лицами. Перечень этих лиц устанавливается перевозчиком.