Приемы выявления злоупотреблений в условиях автоматизированного учета
В современных условиях оформление первичных документов и регистров бухгалтерского учета осуществляется не только на бумажных носителях или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Это находит закрепление в законодательстве о бухгалтерском учете (ч. 5 ст. 9 и ч. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).
Существующие в настоящее время программы обработки бухгалтерской информации предназначены для малых предприятий ("1C: Бухгалтерия", "Инфо-бухгалтер"), а также для средних и больших предприятий ("Турбо-Бухгалтер", "Янус", "БЭСТ-3", "Парус", "Галактика" и др.). Широкое распространение получает автоматизация отдельных участков учета: "Склад", "Зарплата", "Байк" и др.
К основным достоинствам автоматизированного учета с помощью компьютера относятся: точность данных и оперативность их внесения; возможность совмещения всех видов хозяйственного учета; ведение синтетического и аналитического учетов; снижение количества бумажных носителей информации.
Применение персональных компьютеров позволяет автоматизировать рабочее место бухгалтера на базе персонального компьютера (ПК). Автоматизация учетного процесса ускоряет обработку учетных документов, но при этом принципиально меняет принцип документирования хозяйственных операций. При такой системе документация ведется на технических носителях информации, а учетные регистры делятся на две группы: находящиеся в базе данных компьютера и хранящиеся вне компьютера, т.е. оформленные на бумажном носителе информации.
Факторами, способствующими правонарушениям и злоупотреблениям в сфере автоматизированной обработки бухгалтерских документов, являются:
– децентрализация компьютеризированной среды и территориальная разобщенность компьютеризированных рабочих мест;
– отсутствие необходимых мер по ограничению несанкционированного доступа к системе компьютерной обработки данных;
– использование нелицензированных систем автоматизации учета или устаревшего программного обеспечения;
– отсутствие внутреннего контроля за функционированием компьютерного обеспечения;
– низкий уровень знаний бухгалтерского персонала в области информационных технологий.
Особенности механизированного учета вносят определенные коррективы в работу юристов с учетными документами, находящимися на машинных носителях информации, при выявлении признаков преступлений. В связи с этим имеется определенная специфика работы проверяющих лиц с учетными документами:
– в состав ревизоров, проводящих комплексную ревизию, как правило, включаются специалисты по автоматизированной обработке учетных данных;
– при осуществлении проверок целесообразно иметь пакет тестовых программ для проверки работы средств контроля информации на ПК;
– в процессе ревизионных проверок следует использовать специальные поисковые и эталонные программы;
– при работе с документами автоматизированного учета необходимо использовать такие приемы, как формальная проверка, взаимное сопоставление реквизитов, метод взаимного контроля, где кодовые обозначения сопоставляются с бухгалтерскими документами, документами отдела кадров и данными оперативно-технического учета.
Изъятие компьютерных аппаратных средств осуществляется в тех случаях, когда есть обоснованное предположение, что аппаратура содержит информацию, имеющую значение для расследования преступления, исследование которой требует специального оборудования, программного обеспечения или привлечения сведущих лиц.
В качестве сведущего лица (специалиста) может привлекаться программист, которым подготавливается справка об обстоятельствах работы с программным материалом (уровень замаскированности электронных сведений; факты их изменений и дополнений; возможность свободного доступа посторонних лиц к компьютерным файлам и др.).
При сборе доказательственной информации проверяющим лицам необходимо убедиться: а) в соответствии регистров учета, формируемых в процессе автоматизированной обработки, данным первичного учета; б) отсутствии несанкционированного изменения программного обеспечения; в) отсутствии несанкционированного доступа в ПК посторонних лиц; г) применении проверяемым хозяйствующим субъектом только лицензированных систем автоматизации учета.
В случае приглашения для работы эксперта в области информационных технологий (ст. 195 УПК РФ) для исследования и оценки системы компьютерной обработки данных (КОД) перед ним ставятся следующие задачи:
– оценка надежности системы КОД в целом;
– проверка законности приобретения лицензии по программному обеспечению системы КОД проверяемым экономическим субъектом;
– правильность формирования на компьютере данных, необходимых для проверки регистров синтетического и аналитического учета.