Приемка продукции
В контрактах купли-продажи предусматриваются условия о качестве поставляемой продукции, которые выделяются в специальный раздел либо входят в состав раздела "Предмет контракта". В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество продаваемой продукции должно соответствовать условиям контракта и требованиям Международного стандарта ИСО 9000. Если в контракте не предусмотрены условия качества, то продавец обязан передать покупателю продукцию обычного качества.
Качество продукции в контрактах, заключенных в пределах одной страны, определяется принятыми стандартами. Чтобы покупатель получал качественную продукцию, организация-изготовитель обязана создавать условия для этого: правильно оформлять документы, удостоверяющие качество, своевременно их отсылать, соблюдать действующие на транспорте правила погрузки, крепления грузов, а самое главное - обеспечивать отгрузку продукции высокого качества.
Приемку продукции от организаций транспортного обслуживания осуществляет получатель. В настоящее время в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (№ П-7) существуют следующие сроки приемки продукции:
- для скоропортящейся продукции - 24 ч после поступления транспортного средства на склад;
- при одногородней поставке - не позднее 10 дн.;
- при иногородней - не позднее 20 дн.
Получатель при приемке продукции должен проверить исправность пломб, техническое состояние транспортного средства, наличие защитной маркировки, исправность тары, т. е. все то, что свидетельствует об обеспеченности сохранности груза при перевозке.
В ряде случаев, предусмотренных действующими на транспорте правилами, получатель продукции обязан потребовать от транспортников составления коммерческого акта, а при доставке продукции автомобилем - отметки на товарно-транспортной накладной.
Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийным сроком службы, должен быть составлен в течение 5 дней с момента обнаружения недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока. Торговые организации могут составлять акт о скрытых дефектах в течение четырех месяцев после получения продукции. Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя, то к установленному 5-дневному сроку прибавляется время, необходимое для проезда.
Скрытыми дефектами считаются такие, которые не могут быть обнаружены при обычной проверке и проявляются лишь в начальный период эксплуатации, в процессе подготовки к монтажу или при монтаже, испытании.
Приемку продукции по качеству осуществляют уполномоченные на это руководителем предприятия или его заместителем компетентные лица (представитель службы главного инженера или менеджер по качеству). Она проводится в соответствии с техническими условиями, стандартами и другими обязательными для сторон правилами, а также по таким сопроводительным документам, удостоверяющим качество, как сертификат, технический паспорт, удостоверение о качестве. Если документы, подтверждающие качество продукции, отсутствуют, это не является причиной приостановки приемки. В этом случае должен быть составлен акт о фактическом качестве и комплектности продукции в соответствии с ГОСТом.
В случаях обнаружения отклонений качества поступившей продукции от требований стандартов, получатель должен приостановить дальнейшую приемку продукции и составить акт. Кроме того, для дальнейшей приемки продукции получатель должен вызвать изготовителя (отправителя), явка которого обязательна.
Представитель из того же города должен явиться не позднее следующего дня, иногородний- обязан сообщить телефонограммой или телеграммой не позднее чем на следующий день свое решение о направлении представителя.
Изготовитель (отправитель) продукции имеет право уполномочить на участие в приемке продукции представителя другого предприятия, выдав ему разовое удостоверение.
Если изготовитель (отправитель) продукции или его представитель не явились в срок, то проверка качества может осуществляться с представителем независимой экспертизы.
Лица, подписывающие акт о приемке продукции по качеству и комплектности, который содержит не соответствующие реальности данные, несут установленную законом ответственность.
В тех случаях, когда стандартами, техническими условиями или договором предусмотрен отбор проб для качества, осуществляется выборочная проверка с распространением ее результатов на всю партию поступившей продукции.
Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству' (№ П-6) определяется правильность приемки продукции по количеству, которую должен обеспечить получатель, установив целостность и соответствие пломб транспортной тары, отсутствие смещения груза в транспортном средстве, соответствие укладки спецмаркировке.
Приемка продукции по количеству осуществляется в установленные сроки:
- по весу и на обнаружение поврежденных мест - в момент выгрузки или в момент получения от поставщика;
- по количеству товарных единиц в каждом месте - не позднее 10 дн. со дня выгрузки, а по скоропортящейся продукции - не позднее 24 ч.
Принимать продукцию по количеству должны лица, уполномоченные на это руководителем или заместителем руководителя, знающие инструкцию по правилам приемки.
Приемка продукции по количеству проводится по товаросопроводительным документам (товарно-транспортная накладная, счет-фактура и др.). Отсутствие таких документов не должно останавливать приемку, в этом случае продукция принимается по фактическому ее наличию, но в акте приемки отмечается отсутствие документов.
Покупатель должен установить соответствие фактически поставленной продукции условиям контракта. Он имеет право отказаться оплачивать излишки продукции, не предусмотренные контрактом. Изготовитель (поставщик) и покупатель при заключении контракта должны предусмотреть способ определения количества, фактически поставляемого товара и подлежащего оплате покупателем.
Наиболее простой способ установления количества товара при исполнении сделки - это принятие веса или объема указанного в транспортных документах. Количество товара может быть также определено по весу брутто с последующим определением веса тары и веса нетто. В ряде случаев (когда это предусмотрено ГОСТом или ТУ) взвешивание поступившего груза производят выборочно. В контракте должно быть предусмотрено в процентах число мест (ящиков, мешков и т. д.), подвергаемых взвешиванию. Результаты взвешивания в пунктах прибытия необходимо зафиксировать в весовых сертификатах.
При выявлении недостачи приемка продукции приостанавливается. Получатель продукции должен вызвать представителя отправителя для составления акта приемки, телефонограммой или телеграммой, который обязан не позднее следующего дня дать ответ, будет ли он участвовать в приемке продукции. Неполучение ответа в указанный срок дает право получателю проводить приемку продукции без явки представителя.
Даже при отсутствии представителя отправителя приемка продукции должна продолжаться с представителем другой организации, имеющим документ на право участия в приемке.
Результат приемки продукции оформляется актом. ОГЛАВЛЕНИЕ этого акта составляет: полная характеристика поступившего груза; техническое состояние транспортного средства; состояние пломб, транспортной тары; наличие маркировки; способ установления недостающей продукции (взвешиванием, обмером, счетом мест); заключение о месте и причинах образования недостачи.
При установлении недостачи к акту приемки должны быть приложены следующие документы: подлинные транспортные документы; копии товаросопроводительных документов; упаковочные ярлыки, вложенные в каждое тарное место; документы, подтверждающие полномочия представителя; документы, подтверждающие данные взвешивания или обмеров груза.
В случае недостачи продукции получатель предъявляет поставщику претензию в установленные сроки. К претензии должны быть приложены указанные документы.