Причины организационных изменений, их положительные и отрицательные стороны
Всю совокупность причин, приводящих к необходимости реализации организационных изменений, можно условно разделить на три большие группы:
- изменение внешних условий работы;
- появление более эффективных вариантов выполнения управленческих задач;
- бюрократизация аппарата управления.
К диагностическим признакам, делающим необходимой реализацию организационных изменений, относятся:
- ухудшение или стабилизация показателей эффективности развития организации без наличия видимых внешних причин;
- проигрыш организации в конкурентной борьбе;
- пассивное поведение персонала организации в вопросах, где он профессионально компетентен;
- отсутствие сопротивления со стороны персонала неправильным решениям руководителя;
- неаргументированный протест против любых инноваций в организации;
- наличие в организации не действующих на практике процедур отмены неэффективных управленческих решений;
- явный разрыв между формальными обязанностями персонала и ОГЛАВЛЕНИЕм его конкретной работы;
- отсутствие каких-либо поощрений персонала организации при высокой частоте наказаний;
- явное нежелание способных работников занимать руководящие посты в структуре управления организацией;
- наличие хороню известных в менеджменте стандартных психологических стереотипов в поведении руководителей:
• диспетчеризация функций, когда руководитель не принимает самостоятельные управленческие решения, а выполняет "просьбы" своих подчиненных,
• неосознанное желание у руководителя выполнять в первую очередь самые простые, а не наиболее важные функции,
• использование прецедентов при решении любых вопросов,
• сверхцентрализация функций управления из-за боязни, что подчиненные окажутся более способными руководителями,
• отсутствие в организации системы делегирования полномочий и т.п.;
- эффект "Пигмалиона", когда персоналу не дают важных заданий, так как его профессиональный уровень не является достаточно высоким, а персонал не выполняет функции на пределе своих возможностей, не работает над повышением своей квалификации и на самом деле становится некомпетентным во многих трудовых функциях и операциях.
Основными объектами организационных изменений чаще всего признаются цели деятельности персонала, структура управления организацией, технология трудовой деятельности персонала и состав персонала.
Любые организационные изменения обязательно должны приводить к положительным результатам, иначе их просто не следует проводить. Помимо прямого экономического эффекта они, как правило, обязательно способствуют:
— повышению эффективности работы персонала за счет дополнительных ситуаций риска (опасность увольнения, понижения и др.) и усилению на этой основе силы действия мотивов удовлетворения;
— росту квалификации работников из-за ужесточения внутрисистемной конкуренции за престижные рабочие места;
- избавлению от слабых работников под предлогом реорганизации структуры управления;
— повышению эмоционального интереса к выполнению персоналом своих служебных задач из-за изменений в их функциональных обязанностях.
К сожалению, любые организационные изменения обязательно несут в себе и ряд негативных последствий. Важная задача менеджера по персоналу — знание этих отрицательных явлений, принятие превентивных мер по смягчению их влияния на эффективность работы организации.
К основным отрицательным последствиям инновации, как правило, относятся:
— прямые финансовые затраты на их проведение;
— первоначальное ухудшение координации работ;
— уменьшение на первых порах сопротивления негативному давлению внешней среды (требования других организаций, спорные правовые вопросы и др.);
— большая вероятность некоторого ухудшения квалификации персонала из-за появления новых профессиональных обязанностей;
— снижение силы действия мотивов подчинения и, как следствие, ухудшение социально-психологического климата в рабочих группах;
— нарушение непрерывности управленческого цикла; - появление недовольной изменениями оппозиции.