Причины мира: системные факторы
Рассмотренные выше причины войн не дают ответ па вопрос, как можно им противодействовать и как избежать войны. Параллельно с существованием множества объяснений войны существует немало концепций международного мира, которые мы далее рассмотрим.
Баланс сил, "концерт" держав и гегемония
Как уже говорилось выше, с самого начала существования Вестфальской государственно-центричной системы политики рассматривали баланс сил между государствами как механизм поддержания стабильности в мире, в котором отсутствует центр власти. Это означало, что пока отдельные государства или союзы государств не позволяют противнику добиться военного превосходства, мир сохраняется. Эта точка зрения наиболее характерна для сторонников реалистической традиции в анализе международных отношений и мировой политики.
Однако баланс сил не всегда оказывался способным сдержать агрессию. Иногда инициаторами войны становились равные но силе или даже более слабые государства. Яркий тому пример — наполеоновские войны XIX в. В результате них на Венском конгрессе 1815 г. была выработана другая модель сохранения мира — система "концерта Европы", т.е. система консультаций великих держав, посредством которых они брали на себя совместную ответственность по урегулированию споров, которые могли перерасти в войну. Как показала история, несмотря на то, что крупной войны в Европе не было без малого 40 лет, "концерт Европы" оказался неэффективным инструментом сдерживания противоречий между великими державами. Противоречия начались спустя несколько лет после создания организации и достигли кульминации в Крымской войне. Тем не менее идея коллективного решения проблем безопасности не покидала умы политиков и возрождалась каждый раз после крупных мировых войн, о чем свидетельствует создание Лиги Наций после Первой мировой войны и ООП после Второй мировой войны. В обоих случаях международный мир не был достигнут. Лига Наций не смогла предотвратить развязывание Второй мировой войны, а ООН — холодной войны. Причины были те же — противоречия между участниками.
Существует точка зрения, особенно популярная среди американских аналитиков, в соответствии с которой международный мир является результатом влияния одной державы ("первой среди равных"), или гегемона. В XIX в. такой державой была Великобритания, благодаря усилиям которой этот период мировой политики (после наполеоновских войн) не был отмечен системными войнами. После Второй мировой войны мировым гегемоном (по крайней мере в сфере экономики и отчасти военно-политической) становятся США. Впрочем, их доминирование как международного гегемона заканчивается с поражением во вьетнамской войне. Данная теория постулирует, что государство-гегемон способно сдерживать международное насилие посредством комбинации усилий — угроз против государств, нарушающих правила поведения в системе, установленной гегемоном, и стимулов-поощрений в отношении государств, сотрудничающих в сохранении мира. Гегемон как источник международного мира имеет тенденцию к исчезновению по мере того, как держава-гегемон неизбежно ослабевает из-за разорительных военных расходов; появляются новые державы, бросающие вызов гегемону, что в конце концов приводит к вероятности новых войн и реорганизации мирового порядка.
Хотя данные теории представляются полезными для исторического анализа проблем мира, они являются, как минимум, недостаточными для современной эпохи, связанной с ОМУ, поскольку не исключают локальных войн с участием великих держав. Если же мы представим такую войну в наше время, то нельзя исключать, что в ходе нее будет задействовано ОМУ. А это, в свою очередь, будет исключать победителя в войне, ибо ресурсы любого участника будут настолько подорваны, что он не только не сможет считаться международным гегемоном, но и просто победителем. Нелепо предполагать, что такой катаклизм мог бы стать прологом будущего мира. Не отрицая полностью исторических механизмов поддержания мира, выразим уверенность, что в современную эпоху необходимы дополнительные, межгосударственные меры, особо подчеркиваемые неореалистами, о чем ниже пойдет речь.