Причины конфликтов
Схема причин возникновения конфликтов приведена на рис. 6.1.
Объективные факторы возникновения конфликтов. К ним можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной ситуации. Объективные причины настолько разнообразны, что не поддаются строгой классификации. Можно выделить следующие.
• Естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности.
• Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.
Рис. 6.1. Причины возникновения конфликтов
• Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
• Образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными, быстрыми переменами.
• Стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
Организационно-управленческие причины конфликта — это обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием организаций, коллективов, групп. Можно выделить четыре типа подобных групп.
• Структурно-организационные — несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться целями и задачами, которые эта организация будет решать.
• Функционально-организационные — неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам.
• Личностно-функциональные — несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Нели человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами.
• Ситуативно-управленческие — обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями.
Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным воздействием людей, фактором их включенности в социальные группы. Основными причинами конфликта могут быть следующие.
• Потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.
• Несбалансированное ролевое взаимодействие людей.
• Непонимание собеседниками того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон.
• Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга.
• Психологическая несовместимость. Существует четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и т.п. Часто социальная несовместимость проявляется в больших различиях в образовании, социальной принадлежности и т.п.
• Напряженные межличностные отношения.
• Внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.
• Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами.
• Ограниченные способности человека к децентрации, т.е. к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей.
• Стремление к власти.
Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников.
Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)
Основные причины возникновения конфликта.
• Оценка поведения другого как недопустимого.
• Низкий уровень социально-психологической компетентности.
• Недостаточная психологическая устойчивость.
• Плохо развитая у человека способность к эмпатии.
• Завышенный или заниженный уровень притязаний.
• Тип темперамента, акцептуация характера и др.
• взаимозависимость задач (матричная организационная структура — нарушен принцип единоначалия; функциональная — каждая функция уделяет внимание в основном своей области специализации);
Причинами конфликтов в организации могут стать:
• распределение ресурсов;
• различия в целях;
• плохая координация или отсутствие ее;
• различия ожидания;
• различия в восприятии;
• различия в потребностях;
• различия в представлениях и ценностях;
• различия в манере поведения и жизненном опыте;
• неудовлетворительные коммуникации (причина и следствие конфликта).
Информационные факторы.
Информационные факторы, вызывающие конфликт — это та информация, которая приемлема для одной стороны/сторон и неприемлема для другой стороны/сторон. Включает неточные факты, искажение информации, несвоевременную передачу информации, ненадежные источники информации, обильную и противоречивую информацию, неточные акценты.
Наиболее часто встречающиеся информационные фак-
— неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с представлением о возникновении проблемы и истории конфликта;
— посторонние факты/группы фактов;
— нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и оставить неприятные воспоминания;
— недооценка фактов и их значения;
— подозрение в умышленном сокрытии фактов;
— невольная дезинформация;
— ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, включая спорные результаты экспертизы и вопросы, касающиеся новых неопробованных технологий, а также неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
— слухи;
— вопросы "лучшего доказательства";
— вопросы количества;
— вопросы качества;
— произвольная интерпретация использованного языка, особенно выражений типа: "по оценкам", "приблизительно", "около", "значительно", "существенно", "намеренно", "достаточно", "много", "чрезмерно", "слишком много", "приемлемость", "всеобщее согласие", "довольно честный", "достаточно точный" и т.д.;
— ценность авторитетных источников;
— спорные вопросы законодательства, политики/доктрины, правил, порядка действий, стереотипов, практики.