Причины государственного вмешательства в экономику
Необходимо ли государственное регулирование экономики? Сегодня государство практически во всех странах является неотъемлемым субъектом экономики. В то же время его роль в различных хозяйственных системах, несмотря на схожесть многих решаемых задач, неодинакова. Как уже отмечалось, на протяжении столетий регулирование национальной экономики осуществлял рынок. Исторический опыт XX столетия наглядно продемонстрировал, что рынку как основе хозяйственной деятельности общества альтернативы нет, и что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. В то же время рынок самостоятельно уже не может справляться с проблемами национальной экономики, в результате чего возникла необходимость ее регулирования государством.
Возможность и необходимость вмешательства государства в хозяйственную жизнь общества, прежде всего в интересах частного бизнеса, обусловлены ростом концентрации производства и капитала; обострением внутренних противоречий рыночной экономики; ее милитаризацией; усилением международной конкуренции. Основная причина необходимости государственного вмешательства в экономику состоит в противоречии между характером производства, которое становится все более общественным, и частной (в интересах отдельных субъектов) формой присвоения его результатов.
Каждый производитель в конкурентной борьбе стремится обойти, потеснить другого, выпустить максимальное количество продукции либо, наоборот, сократить производство и повысить до предела цены, чтобы получить как можно больше прибыли. Действия эти осуществляются не только на свой страх и риск, но и изолированно, как правило, в условиях отсутствия необходимой информации. В итоге это приводит к всеобщему перепроизводству и нарушению экономической стабильности. Развитие ряда видов экономической деятельности, создание крупных предприятий, дорог, мостов, коммуникаций и т.п. требует огромных затрат, связанных с низкой прибылью и риском потери капитала. Но без них невозможно само функционирование экономической системы и общества. Поскольку они не представляют интереса для частного предпринимательства, риск подобных вложений во многом берет на себя государство.
Крупнейшие фирмы разрушили рынок свободной конкуренции, установили на нем свое монопольное господство, ликвидировали равновесные цены, а тем самым равенство спроса и предложения на уровне макроэкономики, сформировали спекулятивную экономику "мыльного пузыря" и пр. Это требует от государства активной антимонопольной деятельности. Как показывают исследования и исторический опыт, в большинстве своем хозяйствующие субъекты преследуют преимущественно только ближайшие цели. Поэтому отстаивание перспективных общих интересов должно также взять на себя государство.
Развитие рыночной экономики приводит к появлению ряда негативных последствий (так называемые внешние эффекты, например загрязнение природы), которые усиливают ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста, могут привести к краху рынка как экономической системы. Речь идет об обострении социальных отношений, нерациональном использовании природных ресурсов и т.п. Необходимость их преодоления также расширяет сферу деятельности государства. Усиление роли государства в экономике происходит также в результате обострения международной конкуренции. Для укрепления своих позиций на мировом рынке, защиты национального производства предприниматели вынуждены прибегать к его поддержке и защите.
В экономике нарастает нестабильность, которая касается:
- темпов экономического роста (слишком высоких либо слишком низких), что проявляется в недопроизводстве или перепроизводстве;
- избытка или недостатка денег (избыток приводит к инфляции, недостаток - к сокращению производства);
- занятости (рабочая сила может иметься в избытке, и тогда наступает массовая безработица, или быть в дефиците, что тормозит экономический рост).
В результате возникают экономические кризисы и нарушение народнохозяйственных пропорций, так как механизм свободного рынка оказывается недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. Таким образом, по мере развития национального и мирового хозяйства возникают и обостряются экономические и социальные проблемы, решение которых требует государственного вмешательства, активных действий власти, направленных на достижение национальной экономикой максимальной эффективности. При этом цель государства в рыночной экономике - не корректировать рыночный механизм, а создавать условия ее свободного функционирования.
Это означает, что конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, а регулирующее воздействие государства - там, где необходимо. Государство должно способствовать увязке интересов субъектов хозяйствования, разных социальных групп, выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и слоев населения, достижению приоритетных целей хозяйственного развития.
Можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики:
o краткосрочное конъюнктурное регулирование, которое решает задачу сглаживания социальных и экономических колебаний, преодоление различного рода нарушений и сбоев, что повышает текущую эффективность деятельности национальной экономики;
o среднесрочное и долгосрочное стратегическое регулирование (включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу и пр.), нацеленное на перспективу и решающее задачу преобразования общества и его экономической основы.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В будущем значение государственного регулирования еще более возрастет.
Государственное регулирование экономики как система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества, направлено на достижение экономической и социальной стабильности и укрепление существующего строя. От этой главной цели ответвляются множество конкретных целей, которые ей подчиняются и взаимодействуют между собой. К таким целям можно отнести:
o создание благоприятных условий для функционирования рыночного механизма;
o обеспечение устойчивых темпов роста;
o регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;
o обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
o решение экологических проблем и пр.
Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, к которым относятся явления, процессы и условия социально-экономической жизни страны, ситуации, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, преодоление которых настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Конкретными объектами государственного регулирования могут быть:
o экономический цикл;
o отраслевая и региональная структура хозяйства;
o условия накопления капитала, занятость, денежное обращение;
o платежный баланс;
o цены;
o условия конкуренции;
o социальные отношения;
o внешнеэкономические связи и пр.
Сами объекты могут иметь разный уровень: фирмы; регионы; виды экономической деятельности; сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги и пр.); национальная экономика в целом. Также объекты могут быть наднациональными (отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы и пр.).
В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных функций (удовлетворение совокупного спроса, директивное планирование и др.). Занимаясь тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и чего избегает частный сектор экономики, оно решает следующие задачи.
1. Формирование правовой основы экономической деятельности путем разработки законодательных и нормативных актов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов.
2. Создание общественных благ (защита территории, охрана общественного порядка, здравоохранение, образование).
3. Проведение антимонопольной политики и поддержка конкуренции.
4. Регулирование внешних, или побочных, эффектов (природоохранная деятельность).
5. Развитие производственной (сеть энергоснабжения, транспорта и связи); институциональной (государственный аппарат управления); социальной (учебные, медицинские, культурные заведения); информационной (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий) инфраструктуры.
6. Осуществление государственного предпринимательства (производство на государственных предприятиях товаров и услуг для нужд национальной экономики.
7. Перераспределение доходов путем изъятия их части у одних лиц и передачи другим, более в них нуждающимся (выплата за счет налогов различных пособий).
8. Проведение тендеров и аукционов по закупке товаров и услуг для государственных нужд.
9. Предоставление кредитов и субсидий за счет средств государственного бюджета или местных бюджетов, а также специальных фондов.
10. Достижение макроэкономической стабилизации (предотвращение или торможение экономического спада; ускорение или сдерживание роста).
11. Борьба с инфляцией или безработицей с помощью фискально-бюджетной или кредитно-денежной политики.
12. Поддержка малого бизнеса.
13. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
14. Развитие фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики, финансирование расходов на проведение НИОКР, особенно связанных с военным производством и т.п.
Вместе с тем государственное регулирование экономики имеет границы.
На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывают стоящие перед ней задачи, материальные возможности государства, характеризующиеся долей перераспределяемого им ВВП и размерами средств, которые оно может использовать на эти цели, накопленный опыт.
Огосударствление экономики возможно лишь до определенных пределов. Конкретные ограничения государственного регулирования экономики таковы:
o несовпадение его целей с интересами собственников капитала. Частные предприниматели только тогда участвуют в осуществлении государственной программы, когда им гарантируются более высокие прибыли, чем в других случаях. По возможности государства в этом отношении ограничены;
o возможность подрыва действиями государства (жесткое планирование, тотальный контроль над ценами, ограничение конкуренции) самого рыночного механизма как такового;
o ограниченность бюджетных средств на государственные расходы, причем именно в тот момент, когда они в наибольшей степени необходимы, - в период кризисных потрясений.
Экономической основой государственных расходов как инструмента регулирования служат часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Чем выше доходы бюджета, чем большую роль в экономике играет государственный сектор, тем большая доля ВВП перераспределяется государством. Государственные доходы без увеличения налогов могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема. Но у доходов государства и у государственного сектора есть относительные границы роста:
а) увеличение налогообложения прибыли и имущества подрывает заинтересованность в предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить причиной бегства капиталов. Повышение налогов на личные доходы с работающих по найму, мелких предпринимателей и лиц свободных профессий также не может продолжаться беспредельно, ибо они начинают уводиться "в тень";
б) темпы роста ВВП небезграничны, их повышение может привести к "перегреву" и наступлению кризиса;
в) государственный сектор как источник финансовых средств не может охватывать больше определенной части экономики (кроме того, он, как правило, включает малоприбыльные предприятия). Его неоправданное увеличение нарушает интересы частных предпринимателей, гарантировать которые он как раз и предназначен;
г) прибыль, налоги на которую являются источником бюджетных поступлений, имеет объективно обусловленную верхнюю границу в виде рыночной цены, а "снизу" постоянно "подпирается" ростом издержек производства. Поэтому она увеличивается в целом сравнительно медленно, а в период кризисных потрясений - снижается;
д) определенные границы, во многом зависящие от состояния конъюнктуры, имеет поощрение государством самофинансирования.
Так, в условиях ее ухудшения, когда бюджетные доходы сокращаются, а расходы на поддержание экономики растут, государство, предоставляя фирмам дополнительные инвестиционные льготы, еще больше сокращает свои доходы. Возможность роста доли нераспределенной прибыли как источника самофинансирования в ущерб дивидендам тоже не беспредельна - на пути к этому стоят интересы акционеров. Ускоренное амортизационное списание основного капитала как действенный инструмент стимулирования инвестиций также оказывается в сильной зависимости от состояния конъюнктуры. Например, в период кризиса или депрессии сокращаются загрузка производственных мощностей и выпуск продукции.
В результате постоянные издержки, основную часть которых составляет амортизация, приходится распределять на меньшие объемы продукции, что ведет к росту ее себестоимости. Возможности же увеличения цен в кризисной ситуации если не исключены, то существенно ограничены по сравнению с периодами благоприятной конъюнктуры. Поэтому происходит сокращение валовой прибыли, в условиях которой разрешенные амортизационные списания по повышенным нормам могут ее превысить.
Указанные пределы государственного регулирования рыночной экономики относительны. Его механизм постоянно совершенствуется, и в современных условиях соответствующая практика оказывается достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы.