Причины экспансии ТНБ на зарубежные рынки

Появление ТНК и ТНБ и их деятельность привлекли внимание многих исследователей, основной интерес которых состоял в выявлении причин выхода компаний на зарубежные рынки, а также определении направлений инвестирования за рубеж.

Исследователи нередко склонны рассматривать выход на зарубежные рынки как извлечение определенных выгод по сравнению с ведением только трансграничной деятельности. Потребность в экспансии и учреждении зависимых отделений зачастую кроется в особенностях самого банка как организации, проводящей международные операции. Нередко предоставление трансграничных услуг связано с рассмотренными Нобелевским лауреатом по экономике Р. Коузом высокими трансакционными издержками, возникающими в результате асимметрии информации, регулятивных ограничений, языковых барьеров и т.д. В этих условиях ТНК, в том числе и банки, склонны переносить часть активов за рубеж для снижения трансакционных издержек и усиления своих защитных механизмов.

Ярким примером такого поведения банков является защитная экспансия для преодоления ряда регулятивных ограничений. Это, например, характерно для американских банков, которые в 1970-е гг. в результате существовавших ограничений на проведение международных операций были вынуждены проводить активную экспансию за рубеж для обслуживания корпораций своей страны, а также для участия на развивающемся еврорынке.

Иностранное инвестирование с целью снижения трансакционных издержек нашло отражение в теории интернализации, которая была рассмотрена в трудах Дж. Даннинга, А. Рагмана.

Другими факторами экспансии выступают преимущества материнского банка, которые позволяют ему превзойти национальные кредитные организации, функционирующие на рынке. Преимущества ТНБ реализуются, с одной стороны, через разнообразие банковских продуктов, которые предлагают кредитные организации. Однако тем самым банки, как правило, выгадывают лишь краткосрочные преимущества, поскольку с выходом новых банковских продуктов конкуренты постепенно их осваивают и впоследствии также предлагают на рынке.

С другой стороны, преимуществом банка по сравнению с другими кредитными организациями могут стать различия в их размере, рейтинге, репутации, системе менеджмента и т.д. Такие преимущества носят более долгосрочный характер. Если банковские услуги банк может предоставлять трансгранично, то такие характеристики банка, как его рейтинг, имидж и т.д. являются неторгуемыми на рынке, их намного сложнее имитировать, чем конкретные банковские продукты. Тем не менее эти свойства банка способны сформировать долгосрочные преимущества ТНБ на зарубежных рынках, что создает выгодные условия для их экспансии.

Выход крупнейших банков на зарубежные рынки создает цепную реакцию, выражающуюся в реакции на глобальную олигополию. Предполагается, что банки вслед за своими национальными и международными конкурентами выходят на зарубежные рынки. Так, например, все крупнейшие австрийские банки используют стратегию экспансии на рынки стран Центральной и Восточной Европы.

Зарубежные рынки создают предпосылки для выхода банков за границу. В основе этих предпосылок лежат относительные преимущества, которые предоставляют банкам зарубежные рынки. Среди них основными являются дополнительный рынок сбыта, более доходные относительно национального рынка активы, более высокие процентные ставки и процентная маржа, благоприятная конъюнктура рынка и либеральный режим регулирования банков с иностранными инвестициями и т.д.

Зарубежная экономика выступает в качестве дополнительного рынка сбыта банковских услуг. В условиях увеличения темпов роста в мировой экономике, изменений направления товарных потоков и структуры торговли банки становятся источником финансирования экспортно-импортных сделок. Рост объемов мировой торговли требует новых масштабов и форм кредитования и финансирования. Международные банки принимают участие в их операциях путем внедрения своих филиалов и дочерних учреждений на рынки основных торговых партнеров, что позволяет им лучше приспособиться к специфике местных условий деятельности.

Наличие традиционных клиентов, которые расширили свою деятельность за рубежом, - одно из значительных преимуществ международного банка. Среди клиентов основное место занимают транснациональные корпорации. ТНК нуждаются не только в расчетно-кассовых услугах, но также и в финансировании и кредитовании зарубежных инвестиций и все чаще прибегают к использованию заемных средств для инвестирования.

В связи с широкомасштабной экспансией ТНК за рубеж банки перестроили свою стратегию, увеличив зарубежную сеть. ТНК было выгодно, чтобы и за рубежом их обслуживал традиционный банк. В литературе такую стратегию развития зарубежной сети принято называть вслед за клиентом (follow the client). Эта стратегия подразумевает, что банки создают свои отделения в тех странах, где уже обосновались их клиенты, чтобы их обслуживать.

Стратегия вслед за клиентом особенно актуальна на первых стадиях транснационализации рынка банковских услуг. Вместе с тем со временем этот фактор развития зарубежной деятельности может падать. На сегодняшний день эта стратегия актуальна для банков развитых стран, внедряющихся на рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Другой предпосылкой для выхода банков на зарубежные рынки является наличие там более благоприятных экономических условий функционирования по сравнению с национальной экономикой. Расширение деятельности иностранных банков будет наблюдаться в тех странах, где уровень процентной маржи и доходности выше по сравнению с национальным рынком. Такая тенденция наиболее характерна для стран с формирующейся рыночной банковской системой.

Логично также предположить, что снижение доходности активов на национальном рынке либо ее увеличение за рубежом вынудит кредитные учреждения искать более эффективные сферы приложения капитала. Например, в Россию ряд иностранных банков был привлечен игрой на рынке ГКО. Доступ нерезидентов на рынок был запрещен, поэтому ТНБ были вынуждены создавать дочерние учреждения.

Другим фактором, влияющим на инвестирование банковского капитала за рубежом, является также фаза экономического цикла как в стране-инвесторе, так и в стране-реципиенте капитала. В стране-инвесторе экономический рост увеличивает прибыли хозяйствующих субъектов, что создает условия для расширения деятельности, в том числе и за рубежом. Экономический рост в стране-реципиенте капитала создает положительные перспективы спроса на банковские услуги, что, несомненно, является побудительным моментом создания зарубежного отделения банка. Также и в условиях экономического спада в национальной экономике банки заинтересованы в расширении своих операций в тех странах, где наблюдается экономический рост.

Резкие колебания курсов валют, акций, изменения процентных ставок, банкротства, региональные и мировые кризисы, являющиеся отличительными чертами современного этапа развития мирового хозяйства, создают необходимость диверсификации банками источников своих доходов, в частности путем выхода на зарубежные рынки. За счет деятельности в регионах с наиболее привлекательной конъюнктурой банки способны сохранить или увеличить норму прибыльности, а также компенсировать возможные потери от операций в других странах.

Практика показывает, что банки с преобладанием международных операций во многом более независимы от развития конъюнктуры в отдельных странах. Экономические кризисы регулярны, однако ТНБ находятся в менее уязвимом положении по сравнению с другими категориями банков.

Деятельность ТНБ могут смягчать неблагоприятные последствия колебаний экономической конъюнктуры путем развития международных операций. К такому выводу пришли ряд зарубежных и российских ученых. В частности, В. Б. Могутин отмечает, что именно благодаря международным операциям многим банкам удается сохранить довольно высокий темп роста операций и прибылей даже в годы вялой конъюнктуры спада.

Уникальное качество ТНБ заключается в том, что за счет отделений, расположенных с разных группах стран с различными фазами экономического цикла, они компенсируют снижающуюся норму прибыли или даже убытки за счет максимизации прибыли в странах с благоприятной конъюнктурой. Даже в кризисные времена банки получали прибыль. Например, в 1983 г. 20% зарубежной прибыли, полученной "Ситибанком", пришлось на Бразилию, экономика которой на тот период характеризовалась высоким уровнем инфляции и нестабильностью. Таким образом, наличие зарубежной сети позволяет банкам диверсифицировать источники прибыли и быть менее зависимыми от экономической конъюнктуры.

Правовое регулирование деятельности отделений ТНБ может создавать благоприятные условия деятельности на зарубежных рынках. Постепенная либерализация режима допуска иностранного банковского капитала оказывает воздействие на принятие решения банка о выходе за рубеж. Активная экспансия банков проходила в странах, открывавших свои национальные банковские системы для внешней конкуренции. Ярким примером могут служить страны Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы, где отделения ТНБ на сегодняшний день доминируют на национальных рынках банковских услуг.

Все перечисленные условия деятельности на зарубежных рынках имеют воздействие на принятие решения банка о выходе за рубеж. Однако в конкретной ситуации только часть из них будут иметь решающее значение. В частности, транснациональные банки при экспансии в Россию первоначально использовали стратегию "вслед за клиентом", однако впоследствии она трансформировалась под влиянием изменившейся конъюнктуры. На сегодняшний день сегмент облуживания ТНК и крупнейших российских компаний уже поделен, и сегодня при выходе на российский рынок банки руководствуются другими принципами, о чем подробнее будет рассмотрено в следующем параграфе.

Размышляем самостоятельно. Является ли экспансия за рубеж лучшей альтернативой по сравнению с трансграничным представлением финансовых услуг и почему банки и корпорации предпочитают одни страны другим при определении места базирования своих зависимых отделений?