Причины активизации географических исследований европейцев
Было бы наивным предполагать, что в XV–XVI вв. первооткрыватели новых земель и те, кто отправлял их за грань изведанной ойкумены, руководствовались иными интересами, кроме меркантильных. Но было ли когда-нибудь иначе?
Величайшее географическое открытие всей своей истории человечество сделало на заре своего существования – расселившись, волна за волной, по всей земной суше, пригодной для обитания. Мотивы первичного расселения человечества не были экономическими: понятие экономики к человеческому стаду неприменимо, и его особями двигал исключительно природный миграционный инстинкт.
Формирование Homo sapiens, наделенного интеллектом (в том числе экономическим) постепенно подводит под инстинктивные мотивы базис в форме сознательных целеустановок. Одна из первейших – расширение жизненного пространства ради обеспечения растущего народонаселения новыми источниками жизненных средств. Эту цель тысячелетиями ставили перед собой каждый род и племя, каждая страна и народ.
Волны великих переселений, в ходе которых люди послеледникового периода вновь "открывали" для себя новые берега и земли, были, в основе своей, бегством от голода. По этой же схеме шел процесс "отпочкования" семей, родов и целых племен, которые более или менее добровольно уходили искать новые земли и незаселенные острова, покидая излишне заселенные родные места. Все эти миграции не были возвратными.
Принципиально новая экономическая постановка задачи возникает в эпоху, когда древнейшие государства Востока начинают систематически организовывать сухопутные и морские экспедиции. Здесь конечная цель (обеспечение жизненных средств) достигается нс прямо, а опосредованно: в ряду объектов поиска продукты питания все более уступают место сырью, необходимому для производства благ, далеко не каждое из которых является предметом первой жизненной необходимости. На роль главного мотива поиска новых земель, таким образом, начинает выдвигаться повышение качества жизни.
Нельзя не заметить, что при этом меняется и социальный тип совокупного благополучателя. Если продукт "земли, изобильной млеком и хлебом", которую вновь нашли дружинники для своего племени, предназначался для удовлетворения первичных потребностей всех его членов, то вот о золоте, драгоценных камнях и изысканной заморской посуде и винах такого говорить не приходится.
Вместе с тем не стоит и преувеличивать значение предметов роскоши и других элитарных благ в ряду мотивов расширения географического кругозора. Вплоть до того времени, когда золото и серебро становятся денежным товаром, новые земли иска;: и как источники долгосрочных поставок сырья и как места возможной колонизации. Поскольку речь идет о дальних экспедициях, разовые экспроприации у местного населения и порабощение его самого отпадают.
Предшествующая "Великим географическим открытиям" волна всплеска "географической активности" европейцев – крестовые походы – в принципе, вписывалась в вышеизложенные схемы. Однако в конце XV в., когда от Пиренеев одна за другой отчаливают, беря курс на Запад, каравеллы, прежние частные мотивы если и просматриваются, то косвенно и опосредованно.
Предметы роскоши. К таковым в эпоху X. Колумба, Васко да Гамы и Э. Кортеса относились шелка, пряности и ряд других благ, доставлявшихся из Индии и Китая. Европейской знати все они стали известны еще на закате Древнего Рима, и поставки этих благ с тех самых времен, в общем-то, надолго не прерывались. Гипотеза о количественном их дефиците отпадает, стоит лишь прикинуть объем реального платежеспособного спроса.
Причина была в другом. После того как восточные славяне были оттеснены от Балтики, а на юге и востоке Руси встал мощный кордон азиатских орд, на пути "из варяг в греки" и на Великом шелковом пути оказалось слишком много посредников. Альтернативный же путь на Восток через Малую Азию и Сирию контролировала Османская империя. Таким образом, возник чисто экономический мотив снижения издержек по импорту, ради чего европейцы и принялись искать новые пути для торговли с Индией и Восточной Азией.
Золото. Наиболее справедливый способ его получения из-за пределов собственной страны практиковали египтяне до того, как золото стало у них деньгами и вошло во внутренний оборот. Они либо 1) выменивали его у иноземных племен на продовольствие, либо 2) добывали золото собственными силами в факториях, которые устраивали в пустынях и других безлюдных местностях.
Первый способ применительно к инкам и другим народам Южной Америки цивилизованные европейцы сочли слишком обременительным. Вместо этого на протяжении многих десятилетий они примитивно экспроприировали золото, заодно уничтожая и народы, им владевшие.
Вообще "бурный рост товарного производства в Европе", который иногда называется в ряду мотивов всплеска географических изысканий, таковым никогда не являлся. Европейцы не искали рынков сбыта – они искали земли. Их полагали заселять и использовать по своему усмотрению, используя автохтонное население от силы как слуг и рабов. Это вписывается в рамки второго способа добычи золота (и других природных ресурсов) – но с поправкой на то, что геологоразведка и эксплуатация месторождений в колониях встали у европейцев на повестку дня много позже.
Завершая рассмотрение "золотого фактора", необходимо обратить внимание на особую, новую и присущую только этой эпохе экономическую предпосылку организации поиска золота (и серебра) в окружающем мире. Это – "исчезновение" драгоценных металлов из Европы.
Мотивы дальних экспедиций не были бы реализованы в "Великих географических открытиях", не будь они дополнены предпосылками, накопленными в Европе к концу XV в. Среди важнейших назовем следующие.
1. Информационные предпосылки были обретены сравнительно незадолго до первых трансатлантических экспедиций. Это произошло, видимо, в общем русле эпохи Возрождения, когда был проявлен интерес к историческим документам древности – в которых и были найдены необходимые "подсказки".
Другим информационным источником были навигационные знания мореходов Арабского халифата, унаследованные ими от цивилизаций Древнего Востока. Вокруг Африки египтяне обошли еще при фараоне Нехо.
Траектория следования Васко да Гамы вокруг Африки уклоняется от ее берега к Бразилии на 1000 миль. О том, что эта потеря по длине пути с лихвой восполняется течениями, могли знать только опытные мореходы. Не исключено, что помимо арабов, нанятых на завершающем отрезке пути в Индию, Васко да Гама пользовался услугами и других лоцманов.
2. Технические предпосылки. Компас пришел в Европу в XIII в., примерно через 150 лет после того, как его стали применять китайцы. Его применение в Средиземноморье принесло ощутимый эффект. Так, если ранее между октябрем и апрелем суда простаивали, то с 1290-х гг. венецианцы, продлив сроки навигации, стали делать в сезон по два рейса в страны Леванта. Компас же облегчил и прохождение Бискайского залива, благодаря чему венецианские суда стали регулярно ходить и на север, к Ла-Маншу. В 1302 г. Флавио Джойя придумал сухой компас, надев стрелку на иголку, и подставив шкалу, разделенную на 16 румбов.
Привязка к магнитным координатам поставила на новый уровень картографию.
Средством передвижения на дальние расстояния португальские мореплаватели избрали каравеллу.
Каравелла как тип парусного судна не была разработана специально для океанских плаваний. Этим именем с XII в. в Португалии называли небольшие рыболовецкие суда со сравнительно узкой палубой, гладкой обшивкой и вместительным трюмом. Последнее имело решающее значение для дальних походов, позволяя брать на борт внушительный запас провизии. Экипаж судна водоизмещением в 50–70 т (длина 20±5 м) составлял около 20 человек.
Усовершенствовав парусное вооружение каравелл, удалось добиться высокой их маневренности при удовлетворительной (14–15 узлов) скорости хода. Обводы корпуса обеспечивали высокую устойчивость при сравнительно небольшой осадке и соотношении длины по килю к ширине 3,5: 1. Существенным недостатком каравелл были их боевые качества: палуба была слишком узка для пушек, и их приходилось размещать в кормовой части.
Открытия путешественниками новых земель не были случайностью. Для того чтобы совершить все эти открытия, нужна была фундаментальная база, целый комплекс причин и предпосылок. Рассмотрим их подробнее.
Начало бурной экспансии европейцев на другие континенты обеспечили следующие предпосылки:
– успехи науки и техники – создание достаточно надежных для океанского плавания парусных судов (каравелл), усовершенствование компаса и морских карт;
– большую роль сыграла все более утверждавшаяся идея шарообразности Земли (с нею была связана также мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан).