Прибытие товаров на таможенную территорию

Прибытие товаров и транспортных средств международных перевозок на таможенную территорию Таможенного союза — обязательная стадия таможенной очистки товаров. Классический порядок таможенной очистки товаров предусматривает, что именно с этого этапа начинаются таможенные операции, необходимые для выпуска товаров. В то же время таможенное законодательство предусматривает возможность осуществления предварительного декларирования (см. 6.4), что делает возможным начало операций таможенной очистки товаров до прибытия товаров и транспортных средств международных перевозок на таможенную территорию.

Прибытие товаров на таможенную территорию — сложная совокупность юридически значимых действий, связанных с производством таможенной очистки товаров, поэтому необходимо отличать факт пересечения государственной и таможенной границ от прибытия на таможенную территорию.

Действующее законодательство Таможенного союза не содержит определения прибытия на таможенную территорию, в связи с чем существует необходимость формулировки соответствующего определения.

Прибытие на таможенную территорию товаров и транспортных средств международных перевозок — совокупность таможенных операций, совершаемых перевозчиком и иными лицами после фактического пересечения таможенной границы.

Можно выделить несколько направлений правового регулирования отношений, связанных с прибытием товаров:

• правовое регулирование режима работы пунктов пропуска через государственную границу, порядка их создания и функционирования. Указанное направление связано прежде всего с установлением административного режима государственной границы и с актами административного права в данной сфере;

• правовое регулирование таможенных операций, связанных с прибытием товаров.

По общему правилу, прибытие товаров и транспортных средств международных перевозок на таможенную территорию Таможенного союза допускается в пунктах пропуска через государственную границу РФ, установленных в соответствии с законодательством РФ, во время работы таможенных органов. При этом под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").

Возможность прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ в иных местах определяется не таможенным законодательством, а законодательством о государственной границе РФ с учетом требований соблюдения режима государственной границы.

Пункты пропуска через государственную границу устанавливаются Правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств. Решения об установлении пунктов пропуска с указанием их классификации публикуются в официальной печати.

Общий распорядок работы пункта пропуска (время начала и окончания работы, технологические перерывы, графики оформления физических лиц, транспортных средств и грузов, следующих через государственную границу) определяется на основе совместного решения руководителей государственных контрольных органов и начальника аэропорта, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции, иных транспортных предприятий.

В соответствии со ст. 193 Закона о таможенном регулировании Правительство РФ вправе определять пункты пропуска через Государственную границу, предназначенные для прибытия отдельных категорий товаров.

Перечень таможенных операций, совершение которых обязательно для перевозчика после фактического пересечения таможенной границы, может быть представлен следующим образом:

• доставка товаров в места прибытия (как правило — пункт пропуска);

• предъявление товаров таможенному органу;

• предоставление необходимых документов и сведений (уведомление таможенных органов);

• предоставление предварительной информации о товарах.

Последняя из таможенных операций является факультативной и применяется в случаях, предусмотренных законодательством. Исполнение указанных выше обязанностей предусматривает невозможность совершения с товарами каких-либо действий на этой стадии таможенного оформления. Не допускается изменение состояния товаров, повреждение упаковки, изменение или уничтожение средств идентификации. Исключением является ситуация, когда перевозчик вынужден принимать меры вследствие обстоятельств непреодолимой силы (ст. 157 ТК ТС), которые предусматривают: 1) принятие мер по сохранности товаров; 2) сообщение в таможенный орган о произошедшем; 3) перевозку сохранившихся товаров в место, указанное таможенным органом.

Таможенные органы не возмещают расходы, возникшие у перевозчика в связи с принятием мер по обеспечению сохранности товаров и доставке их в указанное таможенным органом место.

Перечень документов и сведений, предоставляемых таможенному органу по прибытии па таможенную территорию, императивно закреплен законодательством в ст. 159 ТК ТС. Состав предоставляемых документов зависит от вида транспорта (воздушный, водный, железнодорожный, автомобильный) и не может расширятся подзаконными актами.

Прибытие товаров на таможенную территорию заканчивается:

• помещением товаров на склад временного хранения или иное место, предназначенное для временного хранения;

• помещением товара под определенную таможенную процедуру;

• помещением товара под процедуру транзита. Таможенный транзит, как вариант завершения прибытия на таможенную территорию, следует выделить отдельно, так как основные операции таможенного оформления могут осуществляться на территориях, удаленных от государственной границы (внутренних таможнях), в связи с чем помещение товара под процедуру транзита обладает особой важностью.

В то же время таможенный транзит может использоваться как исключительно краткосрочная вспомогательная процедура для перемещения товаров из пункта пропуска на ближайший склад временного хранения.

Законодательство ограничивает время совершения таможенных операций в пункте пропуска тремя часами (ст. 160 ТК ТС).

Выше рассмотрены правила совершения таможенных операций, необходимых для осуществления таможенного контроля в местах прибытия. Необходимо помнить, что таможенные органы уполномочены осуществлять иные виды государственного контроля (санитарно-карантинный, ветеринарный или карантинный фитосанитарный) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию. Требования, связанные с проведением иных видов государственного контроля, осуществляемых таможенными органами, содержатся в специальном законодательстве.