Превращение СМИ в прибыльные капиталистические предприятия
К началу XIX в. издатели газет и журналов уже накопили определенный опыт в борьбе за симпатии читателей. Но чтобы стать прибыльными капиталистическими предприятиями, изданиям предстояло освободиться от финансовой зависимости. Она ощущалась со стороны политических деятелей, государства и различных спонсоров, которые в ряде случаев действовали в своекорыстных интересах. Первым шагом в этом направлении стала борьба за массового читателя.
Казалось бы, путь ясен.
Во-первых, важна оперативность — кто первым сообщит о важной новости, тот и на коне. Во-вторых, сенсационность. Есть сенсация, будет и читатель. В-третьих, "истории человеческого интереса". Печатать нужно то, что интересно всем. В-четвертых, язык публикаций должен быть понятен всем читателям. В-пятых, оформление газеты или журнала должно привлекать тех же читателей. В-шестых, цена издания должна быть по карману читателю. Вот здесь-то и заключалась главная трудность.
В Европе предпринимались попытки выпуска дешевых газет, большая часть которых не приводила к положительному результату: рост тиража сдерживался либо существующими законами, либо просто дороговизной выпуска издания, поскольку не всегда политические дивиденды считались менее предпочтительными, чем реальная финансовая выгода.
Наиболее сложная ситуация с печатными СМИ сложилась в Великобритании, где существовали "налоги на знания". Для того чтобы газеты могли иметь высокие доходы от рекламы, следовательно, быть финансово независимыми, им необходим высокий распространяемый тираж. Но это было невозможно — простолюдин не мог себе позволить подписку или регулярную покупку газеты в розницу. Требовались дешевые газеты.
К 30-м гг. XIX столетия в Англии уже существовали газеты для рабочих. Так, Генри Хетерингтон в 1830 г. начал выпускать "Пенни дейли пейпер" ("Пенсовая ежедневная газета"), которая представляла собой письма, адресованные королю, герцогу Веллингтону, архиепископу Кентерберийскому и другим сильным мира сего. Идея сама по себе была утопична, но стремление отстоять интересы простого народа вызвало широкую поддержку масс. В дальнейшем газета получила длинное, говорящее само за себя название — "Пенни пейперс фо де пипл" ("Пенсовая газета для народа"). Вскоре она стала называться кратко — "Пур мэн'с гардиан" ("Защитник бедняка"). В 1831 г. газета бросила смелый вызов порядку вещей: отказалась платить гербовый сбор, не была проштемпелевана и на ее первой полосе отсутствовала красная гербовая марка. Вместо нее располагался рисунок печатного станка, лозунг "Знание -сила", а ниже слова: "Издается вопреки закону, чтобы испытать силу права против насилия". Газета заявила, что она содержит новости, расследования, наблюдения и замечания, направленные против тирании. В 12-м номере "Пур мэн'с гардиан", обращаясь к палате лордов, писала, что она является выразителем интересов трудящихся, производящей, полезной, но самой бедной части населения, составляющей его большинство: "Мы заявляем, что эти сотни и тысячи бедняков выбрали нас защитниками своих прав и свобод".
Газета выступила в защиту всеобщего избирательного права. По мнению Г. Хетерингтона, недостаточно осознавать, что в Англии кучка воров творит законы для всей страны, надо также обладать средствами для ограждения себя от грабежа. И первым шагом к этому является создание свободной печати, чтобы с ее помощью бороться с невежеством масс. Второй шаг состоит в достижении политической власти, чтобы получить возможность осуществлять реальные меры для отмены частной собственности и создания благополучия и счастья для всех. Таким образом, идеи утопического социализма оказали сильное воздействие на позицию газеты. С резкой критикой капиталистических отношений выступал на страницах газеты один из редакторов — Джеймс О'Брайен, который впоследствии был назван "учителем чартистов".
Несмотря на свою очевидную приверженность к серьезной политической модели газеты, Г. Хетерингтон не отказывался от информации "всеобщего интереса" и считал, что читателей можно привлечь сообщениями о полицейских расследованиях, убийствах, самоубийствах, пожарах, т.е. теми материалами, которые занимали псе больше и больше места на страницах английской прессы. "Пур мэн'с гардиан" расходилась в количестве 16 тыс. экз.
Хетерингтон неоднократно представал перед судом, по примеру его газеты появлялись новые непроштемпелеванные издания, которым власти также объявили войну. За три года полиция подвергла репрессиям 800 распространителей дешевых газет. Был основан социальный "фонд для жертв" борьбы с гербовым сбором. В него еженедельно поступали денежные взносы. Эти деньги использовали для уплаты штрафов и для поддержки тех, кто оказался в тюрьме. Был образован и специальный комитет для поддержки газеты "Пур мэн'с гардиан". Рабочие устраивали демонстрации, собрания, обращались в парламент с петициями, требующими отмены гербового сбора.
Войну за дешевую печать выиграли рабочие. В 1834— 1835 гг. еженедельный тираж нелегальных дешевых газет достиг 150 тыс. экз. 30-е гг. XIX в. стали временем снижения гербового сбора: в 1833 г. были уменьшены налоги на объявления; через три года снижены и гербовый сбор, и налог на бумагу, но до полной победы было еще далеко. Эстафету "защитников бедняка" приняла чартистская печать.
Социальное размежевание, происходившее в Англии в XIX в., не могло не сказаться на том, как понимали свободу печати представители различных ее лагерей. Для многих изданий вопрос свободы был вопросом их финансовой независимости от правительства. Ряд крупных газет выражали недовольство "налогами на знания", так как они сдерживали приток рекламы, нанося ущерб коммерции. Прекрасным примером этого служит история газеты "Тайме".
Путь к подлинному успеху для "Тайме" начинается с приходом в редакцию Джона Вальтера (сына основателя газеты). Получив контроль над "Тайме" в 1803 г., за 10 лет он превратил ее в незаурядное предприятие, так как именно журналистику, а не книжную торговлю поставил во главу угла. Вальтер усилил штат редакции, стал получать информацию о событиях на континенте от своего зарубежного корреспондента, сменил несколько редакторов. В 1817 г. этот пост занял Томас Варне, родившийся в одном году с "Тайме". При нем газета приобрела более либеральную окраску (она, например, осудила печальные события, получившие название "Питерлоо", а также выступила против "шести актов" 1819 г.).
Для "Тайме" было характерно стремление сохранить в глазах читателей облик "морально независимого издания", но с 1840-х гг. становится все очевиднее, что газета связывает свое процветание с финансово-промышленными предпринимателями. К тому же благодаря парижскому корреспонденту газеты "Тайме" был открыт заговор уголовного характера против лондонских банкиров, которых газета спасла от потери почти миллиона фунтов стерлингов. Популярность "Тайме" в Сити, конечно, возросла. В это же время начинает проявляться проправительственный характер издания.
Информированность "Тайме" была поистине ошеломляющей: в 1854 г. газету обвинили в том, что она напечатала английский ультиматум России до того, как последняя его получила. Придерживаясь в целом официальной линии, "Тайме" тем не менее позволяла себе публиковать критические материалы. Когда газету редактировал Джон Делэйн — а он пришел в "Тайме" в 1847 г., — в ней можно было встретить немало критических сообщений о состоянии британской армии в годы Крымской войны. Делэйн сам посетил Крым, к тому же в Россию был направлен Уильям Говард Рассел — военный корреспондент, работавший четко и оперативно.
Менялось законодательство. В 1843 г. был принят "Акт лорда Кемпбелла". Отныне человек, обвиняемый в публикации порочащих частное лицо сведений, имел возможность доказать свою невиновность (если информация была верной и служила общественной пользе), чего не было раньше в законах о клевете. В 1850 г. снова была предпринята попытка провести через палату общин решение об отмене гербового сбора, а также налогов на объявления, бумагу и книги, ввозимые в страну, но она не увенчалась успехом. Вопрос не удалось решить и в 1852 г. В следующем году отменили налоги на объявления, в 1855 г. прекратились налоговые сборы с самих газет. Налог па бумагу был упразднен в 1861 г.
С отменой "налогов на знание" была подведена черта под одним этапом развития английской прессы и открыт следующий ее этап — становление современной прессы Англии. С каким же наследством вступила английская журналистика в этот новый этап? В 1855—1856 гг. в стране появилось 107 новых газет. Были сделаны попытки создать новые ежедневные издания: так, в 1857 г. превратились из вечерних в утренние "Глоб" ("Глобус") и "Стандард" ("Знамя"); "Глоб" поглотила при этом пять других изданий. В 1856 г. начали выходить дешевые радикальные газеты "Морнинг стар" ("Утренняя звезда") и "Ивнинг стар" ("Вечерняя звезда"), специализирующиеся в сфере оперативной информации, в 1855 г. возникла "Дейли телеграф энд курьер" ("Ежедневный телеграф и курьер").
Заметным явлением стала "Дейли телеграф", заявившая в одной из своих редакционных статей, что благосостояние страны зависит не от штыков, а от просвещения миллионов. Модель этого издания была типичной для своего времени: редакционные статьи, объявления, новости. Кроме того, "Дейли телеграф" постоянно печатала письма редактору. Газета рискнула уменьшить цену. Вначале это вызвало финансовые затруднения, но в дальнейшем привело к увеличению объема продажи. Тираж вырос до 27 тыс. экз. Один из совладельцев газеты Эдвард Леей Лоусон фактически предвосхитил идеи "повой" журналистики, несколько "американизировав" свое издание, введя в него значительный объем новостей и используя разнообразные заголовки. Через три года тираж "Дейли телеграф" превзошел тираж всех утренних газет вместе взятых.
Набирала силу воскресная газета "Ллойде ушли Лондон ньюс-пейпер" ("Еженедельная лондонская газета Ллойда"), вышедшая в 1842 г. под названием "Ллойде иллюстрейтед санди ньюспейпер" ("Иллюстрированная воскресная газета Ллойда"). Отмена гербового сбора помогла ей снизить цену, и к 1861 г. объем продажи возрос до 170 тыс. экз.
Когда после отмены гербового сбора цены были снижены, аудитория воскресных газет существенно расширилась. Наряду с газетой Ллойда наибольшего объема продажи к середине столетия достигла "Ньюс оф де уорлд" ("Новости мира"), выходившая с 1843 г. Существовали маленькие провинциальные издания, из которых центральная пресса черпала оригинальную информацию о жизни различных уголков страны. В провинции работало много интересных журналистов, сумевших создать по-настоящему крупные, известные в масштабах всей Англии издания, такие, как, например, "Манчестер гардиан" ("Манчестерский страж").
Была популярной и журнальная периодика, основу которой заложили "Эдинбург ревью" ("Эдинбургское обозрение", 1800), "Куотерли ревью" ("Ежеквартальное обозрение", 1809), "Эдинбург мансли мэгэзин" ("Эдинбургский ежемесячный журнал", 1817), "Лондон мэгэзин" ("Лондонский журнал", 1820).
В 1828 г. появился новый еженедельник "Спектейтор" ("Зритель"). Через три года его существования увеличился объем, но тираж рос медленно — через десять лет после появления первого номера он достиг 3 тыс. экз. В 1843 г. воз-пик журнал "Экономист", который в дальнейшем получит широкую известность. Новым словом в популярной журналистике стал "Чэмбер'с Эдинбург, джорнэл" ("Эдинбургский журнал Чэмбера", 1832), сыгравший своеобразную роль в просвещении масс. Его издатели брали на себя обязательство предоставить даже самому бедному труженику страны интеллектуальную пищу, содержащую "здоровые, полезные и нужные наставления". "Джорнэл" быстро достиг тиража в 30 тыс. экз., а объем продаж его приложений иногда достигал 180 тыс. экз. Через некоторое время стали печатать два его издания — английское и ирландское.
В 1832 г. Чарльз Найт стал выпускать "Пенни мэгэзин" ("Пенниевая газета", 200 тыс. экз.). Для широкой аудитории предназначались издания Джона Кассела "Попьюлар эдьюкейтор" ("Народный просветитель", 1852—1855), "Кассел'с мэгэзин" ("Журнал Кассела", 1852—1933), "Кассел'с иллюстрейтед фэмили пейпер" ("Иллюстрированная семейная газета Кассела", 1853). Па рубеже 50—70-х гг. XIX в. появляются издания для женщин, содержащие публикации "сердечного характера" и статьи, посвященные кулинарии и домоводству. Важным событием английской журналистики можно считать создание юмористических журналов "Панч" (1841) и "ИллюстрейтедЛондон ньюс" ("Лондонские новости, иллюстрированный журнал", 1842), а также иллюстрированных еженедельников "Иллюстрейтед тайме" ("Иллюстрированные времена", 1855), "Пикториэл тайме" ("Живописные времена", 1843), "Пенни иллюстрейтед пейпер" ("Пенниевая иллюстрированная газета", 1861).
Усложнялась не только сама система английской прессы; видоизменялся и процесс производства газеты, становилась более разнообразной журналистская специализация, увеличивался штат изданий. Стата существенной разница между владельцем газеты или журнала и работающим журналистом.
В первой половине XIX столетия наметилась тенденция, в будущем во многом определившая судьбы английской журналистики: пресса стала больше внимания уделять убийствам, грабежам, полицейским расследованиям. Издания, пренебрегавшие этой тематикой, рисковали потерять читателя. Экономическая выгода в журналистике стала вытеснять политические мотивы.
Одним из первых, кто начал реорганизацию английской прессы, явился Уильям Томас Стед. Глубоко убежденный в том, что журналистика призвана делать добро, будучи гигантской силой формирования общественного мнения, в 1871 г. он стал редактором "Норзерн эко" ("Северное эхо") в Дарлингтоне. Через 9 лет он начал работать в вечерней "Пелл Мелл газетт" ("Газета Пел-Мел"). На ее страницах появились криминальные сюжеты, статьи, касающиеся торговли, что вызвало интерес читателей. В 1890 г. Стед приступил к изданию "Ревью оф ревью" ("Обозрение обозрения"). Это был дайджест, в котором реферировались журналы типа "ревью" и "мэгэзин".
Достаточно дешевой и одновременно политически радикальной была и вечерняя газета "Стар" ("Звезда"), созданная Т. П. О'Коннором, собиравшимся покончить с "тривиальным" стилем "устаревшего журнала". В 1881 г. Джордж Ньюнес основал "Тит-Битс" ("Всякая всячина") — дешевый еженедельник, представляющий читателям пикантные новости из самых интересных книг, журналов и газет мира. Вначале газета была типичным дайджестом, затем в ней появились оригинальные материалы. Интерес к человеческой натуре отразился и в другом издании Ньюнеса — "Стрэнд мэгэзин" ("Журнал Стрэнда", 1891), помещавшем иллюстрации, развлекательные материалы, ранние рассказы А. Конан Дойля о Шерлоке Холмсе (это превратило "Стрэнд мэгэзин" в одно из самых популярных ежемесячных изданий).
Новые подходы к "зарабатыванию денег" требовали нового содержания и нового оформления газет. Это происходило повсеместно.
Во Франции истинным новатором прессы, превратившим выпуск газеты в прибыльное капиталистическое предприятие, был Эмиль Жирарден, о деятельности которого мы говорили ранее. Именно он, резко снизив цены на газету, добился значительного повышения поступлений от рекламы. Именно ему во Франции принадлежит идея изменения содержания и оформления газет в связи с их новой социальной ориентацией для увеличения распространяемого тиража необходимы сенсационность, оперативность, доходчивость, опора на "истории человеческого интереса".
Американская журналистика переживала процесс трансформации газет примерно в те же годы, что и журналистика стран Европы.
Больше половины всех газет США выходили в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Балтиморе, Вашингтоне и Нью-Орлеане. К началу 1830-х гг. американская газета почти повсеместно была еженедельной, но в городах все чаще и чаще стали выходить ежедневные газеты, что было немаловажно для развития прессы. Наибольшее внимание читающей публики привлекали политические газеты, которые финансировались партийными и государственными деятелями, контролировавшими всю редакционную политику вплоть до написания передовых статей. Газеты зависели от политических лидеров в финансовом отношении и идеологически, особенно во время их пребывания у власти. Издания политической и чисто коммерческой прессы имели несколько общих черт: и те и другие были одинаково дорогостоящими и распространялись исключительно по подписке. Их читатели в основном принадлежали к финансово-торговой и политической элите. Отсюда и ОГЛАВЛЕНИЕ: торговля и политика. Все они были рассчитаны не на широкий читательский круг, а на бизнесменов, политиков и т.д. Большие тиражи таким газетам были просто не нужны.
Уолтер Липпман выделил следующие этапы развития прессы. Первый этап характеризовался монопольным владением СМИ со стороны правительства. Второй этап -разрушение правительственной монополии; в прессе начали господствовать политические партии, вербуя себе сторонников. Третий этап — появление "пенни-прессы", задачей которой являлось завоевание финансовой поддержки со стороны читателей. Липпман прогнозировал и четвертый этап: в газетах будут работать журналисты с профессиональным образованием, что позволит самой журналистике быть более независимой и активной, не склонной к меркантилизму, свободной от зависимости от политических партий и правительства.
Другие исследователи (Артур Коул и Джозеф Маккемс, например) считали, что появление "пенни-прессы" вызвано диалектическим развитием общества: текущий вызов входит в противоречие с предыдущим статус-кво. В результате издания, не способные приспособиться к меняющейся окружающей среде, "вымирают, как динозавры".
Развивающемуся в США капитализму был нужен не просто работник, а человек, уверенно справляющийся со сложной по тому времени техникой. Отсюда следовало новое требование: грамотность населения. Концентрация населения в больших городах сделала возможной появление "пенни-прессы". Но были и другие причины. Так, Хайли Уорд называет следующие:
• появление ежедневных газет;
• появление массовых газет;
• необходимость обслуживать обычного человека;
• роль образования;
• лучшая подготовка журналистов;
• роль общественных идей и достижений в науке и технике;
• необходимость предоставить широкой публике новые развлечения;
• необходимость укреплять общественный порядок;
• развитие журнальной периодики;
• религия;
• освещение зарубежных событий;
• новые технологии;
• более дешевое бумагоделательное производство. Появление ежедневных и массовых газет создало новую ситуацию на медиарынке. Исследования городского населения 1820—1860-х гг. в США показали, что в то время преобладала мелкая буржуазия, что создавало условия для ориентации прессы на рабочий класс. Каждая из газет по-своему решала эту проблему. Так, газета "Нью-Йорк сан" ("Солнце Нью-Йорка") поддерживала равные права населения против нарождающихся монополий, отстаивала гражданские права, в том числе право рабочих на создание союзов; "Геральд" и "Трибюн" поддерживали рабочих в борьбе с работодателями. "Пенни-пресса" вносила свой вклад в образование населения, поскольку газеты становились учителями и наставниками широких масс. Более подготовленные, чем журналисты "старой закваски", молодые репортеры и издатели искали новые пути обращения к читательской аудитории. Захватывающие идеи политической борьбы продолжали будоражить умы американцев. Среди них — требование отмены рабства, призыв к умеренности, движение научной мысли.
Общим требованием к газетам, независимо от того, на какую национальную аудиторию они рассчитаны, стала необходимость предоставлять читателям возможность просто отдохнуть с газетой в руках. Это позволяло газетам начать осваивать новые темы. Значительная часть газетной площади стала отводиться под полицейскую хронику. Особые отношения начали складываться у американской прессы с религией. Поскольку в Америке уже в то время жили представители различных вероисповеданий, то пресса стала склоняться к "гражданской религии", близкой к экуменизму и трансцендентализму.
Большую роль играли в развитии "пенни-прессы" технические новшества. Так, в 1822 г. Дэн Треадвэл для производства печатной продукции использовал... лошадь, но уже в следующем году появилась паровая "лошадиная сила" с большей, чем у лошади, мощностью. В 1825 г. Роберт Хо изобрел ротационную машину, выпускающую в минуту больше копий, чем планшетная печатная машина. Первая телеграфная связь была установлена в США между Вашингтоном и Балтимором в 1844 г. Изобретенный нью-йоркским профессором С. Ф. Б. Морзе телеграф был повсеместно введен в работу редакциями американских газет в ближайшие несколько десятилетий. Первый действительно быстродействующий ротационный печатный станок дебютировал в 1847 г. Конечно, снижение стоимости бумаги тоже сыграло весьма серьезную роль.
Идея "пенсовой" газеты, "пенни-прессы", зародилась в среде нью-йоркских типографов. В начале 1830 г. стала выходить еженедельная газета "Нью-Йорк морнинг" ("Нью-Йоркское утро"), цена за экземпляр которой составляла 2 цента, или 1 пенни по тогдашнему курсу. Первой ежедневной "пенсовой" газетой в США была "Дейт ивнинг транскрипт" ("Ежедневная вечерняя запись" — Бостон, 1833), выпуск которой прекратился, однако, очень быстро (объявленная годовая подписка на нее стоила всего 4 долл.). Еще раньше, в 1830 г., в Филадельфии пытались наладить издание дешевой газеты под названием "Цент". Была попытка выпускать газету-пенни и у Горация Грили, но экономические трудности не позволили ему добиться успеха.
Успеха добился Бенджамин Дей, который стал издавать газету "Нью-Йорк сан", первый номер которой вышел 3 сентября 1833 г. Четырехполосная, небольшого формата, она стоила всего 1 цент. Это была первая в истории страны газета, тираж которой достиг фантастической цифры -30 тыс. экз. (к началу издания "Нью-Йорк сан" глобальный разовый тираж всех нью-йоркских газет составлял всего 26,5 тыс. экз.). Газета Дея была рассчитана на городское население и массового читателя. Она впервые выходила два раза в день, причем утренний выпуск был насыщен политической полемикой, а вечерний предлагал читателям материалы исключительно информационного характера. Одной из первых в Америке "Нью-Йорк сан" стала публиковать заведомо вымышленную информацию, лживые репортажи, в которых уживались друг с другом сенсационность и неправда от первой до последней строчки. Так, 25 августа 1835 г. газета поместила под огромным заголовком материал о "лунных людях", будто бы открытых астрономами. Полосы газеты Дея заполнялись также информацией криминального свойства.
Конкуренцию "Нью-Йорк сан" составила в то время лишь новая ежедневная газета "Нью-Йорк геральд" ("Нью-Йоркский вестник"), с которой и принято в первую очередь связывать газетную революцию 1830—1840-х гг. в американской прессе. Имя ее основателя, создателя и издателя Джеймса Гордона Беннета особенное для истории журналистики США. Выходец из Шотландии, Беннет начал издание "Нью-Йорк геральд" с капитала всего в 500 долл., а в его редакции было только два стула. К 1839 г. тираж газеты Беннета поднялся до 30 тыс. экз., в 1855 г. достиг 75 тыс., а через пять лет — 77 тыс. экз. Сам Беннет объяснял этот успех "полной новизной", привнесенной им в издание ежедневной газеты.
"Нью-Йорк геральд" публиковала разную информацию, серьезно расширив тематику публикаций. Беннет постоянно получал материалы европейской печати, используя для этого изобретение Морзе (уже в 1848 г. в "Нью-Йорк геральд" публиковалось 10 колонок телеграфных новостей). Он первым сообщил в своей газете об открытии золотых приисков в Калифорнии. Одним из первых в Америке Беннет создал корреспондентское бюро в Вашингтоне и начал направлять специальных корреспондентов в крупные европейские города, завел постоянных корреспондентов в Европе. Беннет также первым направил своего специального корреспондента в Африку на поиски безвестно пропавшего путешественника Ливингстона.
В "Нью-Йорк геральд" Беннет ввел финансовую рубрику, именовавшуюся им "денежной страницей", колонку писем читателей с их мнениями о публикациях газеты и освещаемых ею событиях. "Пенни-пресса", созданная им, привела к возникновению нового экономического базиса для газет путем привлечения новых слоев читателей через выдвижение в газете на первый план "историй человеческого интереса и эмоций" (преступления, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы, религия, Уолл-стрит и т.п.). Основным жанром "Нью-Йорк геральд" был так называемый реалистический репортаж. Именно с Беннета в Америке начала развиваться бульварная пресса. Особую роль в коммерческом успехе Беннета, связанном в первую очередь со все возрастающим тиражом газеты, сыграла реклама.
У газеты "Нью-Йорк геральд" появилось множество конкурентов и подражателей в самом Нью-Йорке ("Америкен дейли адвертайзер" — "Американская ежедневная газета объявлений", "Джорнел коммерс" — "Коммерческая газета", "Нью-Йорк ивнинг пост", "Газетт энд дженерал адвертайзер" — "Газета и основные объявления"). Однопенсовые, типологически родственные "Нью-Йорк геральд" газеты появились также в других городах ("Дейли пенни пост" — "Ежедневная пенни-почта" в Бостоне, "Паблик леджер" -"Общественный гроссбух" в Филадельфии и др.).
Двухцентовые газеты, главное место в которых отводилось под "бульварные" новости, предлагали читателям, подобно восьмиполосной "Нью-Йорк геральд", четыре полосы редакционных материалов и четыре полосы платных объявлений, а в ряде случаев отводили рекламе три четверти всей печатной площади.
Противоположная "Нью-Йорк геральд" идея нашла воплощение в другой нью-йоркской газете, появление которой в 1841 г. явилось крупнейшим феноменом американской газетной прессы первой половины XIX в. Это "Нью-Йорк трибюн" ("Нью-Йоркская трибуна"). Основатель газеты Гораций Грили, бывший сотрудник "Нью-Йорк геральд", отвергал журнализм в стиле Беннета, неотделимый от него сенсационализм, живописание преступлений и т.п. Война Грили против Беннета велась в редакционных статьях под флагом борьбы с аморальной прессой, защиты интересов общества и справедливости. Газета Грили (а с сентября 1841 г. он начал издание в качестве иллюстрированного приложения к "Нью-Йорк трибюн" еженедельника "Уикли трибюн" — "Еженедельная трибуна", первого в истории американской периодической печати издания такого типа) стала начальной школой для целой плеяды впоследствии знаменитых американских журналистов (Ч. А. Дана, Г. Джарвис, Г. Реймондс, Д. У. Кертис). "Нью-Йорк трибюн" стала прототипом качественных газет США. Намного более серьезная и строгая, чем ее конкуренты, "Нью-Йорк трибюн" быстро нашла обширную аудиторию, в первую очередь в пуританских кругах Америки. Газета была близка к левому крылу основанной в 1854 г. республиканской партии США.
"Нью-Йорк трибюн" являлась главным печатным органом либеральной Америки. Она публиковала статьи Ш. Фурье и других социалистов-утопистов. Левее Г. Грили в редакционной коллегии "Нью-Йорк трибюн" стоял еще один ее влиятельный член — Чарльз Дана, проявлявший активный интерес к социалистическим учениям. Осенью 1848 г. Дана познакомился в Кельне с Карлом Марксом, ум и знания которого произвели на него сильное впечатление. Именно по инициативе Дана Маркс был приглашен сотрудничать в "Нью-Йорк трибюн" в качестве ее европейского корреспондента. Это сотрудничество, фактически начавшееся в августе 1852 г., продолжалось до марта 1862 г. Всего в "Нью-Йорк трибюн" было опубликовано более 500 статей и корреспонденции К. Маркса и Ф. Энгельса (примерно треть этих публикаций принадлежит перу Ф. Энгельса), что составило пять (с 9 по 13-й) томов второго издания собрания их сочинений на русском языке. Это материалы о Германии, о европейских событиях и проблемах, о гражданской войне в США и т.д. Важнейшей причиной разрыва К. Маркса и Ф. Энгельса с газетой "Нью-Йорк трибюн", кстати, произошедшего по инициативе Маркса, явилась партийно-политическая ангажированность, которую приобрела "Нью-Йорк трибюн", сделавшись официальным органом республиканской партии.
Эта газета впервые в американской прессе стала использовать жанр интервью. Также впервые в Америке Грили ввел стереотипирование, до этого уже использовавшееся в Англии.
Важным эпизодом в системе американской газетной прессы середины прошлого столетия стало появление газеты "Нью-Йорк тайме" ("Нью-Йоркские времена"), первый номер которой вышел в свет 18 сентября 1851 г. Эта газета, отказавшаяся от эксцессов "репортажного" журнализма, привлекла внимание наиболее образованной части американского общества своей "качественностью" (многочисленность и разнообразие рубрик, высокий литературный уровень и т.п.). Ее основатель Г. Реймондс (умер в 1869 г.) важнейшим залогом правдивости своей газеты провозгласил принцип независимости от различных партий. "Нью-Йорк тайме", с самого начала выступившая как последовательница "Нью-Йорк трибюн" Грили, поставила во главу угла просвещение, нравственность, индустрию и религию и писала об ответственности перед читателем.
Коммерческая революция в газетной прессе привела не только к росту интереса издателей к рекламе и ее развитию, но и к серьезному изменению самого содержания газет. Стремление к максимально возможному тиражу приводило к тому, что многие "пенни-газеты" сплошь состояли из историй различного анекдотического характера. Как тогда отмечали издатели, "давайте будем меньше внимания уделять политическим кретинам, а займемся прагматическими ценностями". Реклама становилась своеобразной формой вторжения в духовную жизнь людей. Примечательна в этом отношении судьба Барнума, которого некоторые исследователи считают отцом рекламы. Появляются новые для американской прессы жанры, или, как тогда их называли, "технологические приемы": интервью-диалог, репортаж с продолжением в следующем номере и т.д. Изменение содержания, безусловно, сказалось и на оформлении газет: они стали больше использовать иллюстрации, длинные заголовки, выделения текста, крупные заголовочные кегли и другие оформительские приемы.
Превращение рекламы в основной источник финансовых поступлений прессы неизбежно привело к созданию специализированных рекламных бюро, крупных справочников по журналистике и выходящим изданиям, бюро по контролю над тиражами массовых газет и т.д.
В других странах превращение средств массовой информации в прибыльные капиталистические предприятия шло практически теми же путями, учитывая, однако, национальные особенности развития. Так, в Германии раздробленность страны тормозила развитие печати, поскольку каждый государь стремился контролировать распространяемую информацию. Объединение страны тоже не сразу привело к коммерческой революции в газетной прессе и не создало условий для финансовой независимости гезет и журналов. Как отмечает Е. Л. Вартанова, после революции 1848 г. пресса в Германии стала восприниматься как власть, но прежде всего политическая. Сохранявшиеся на протяжении всего XIX в. попытки немецкого государства контролировать прессу ярко проявились в эпоху канцлера Бисмарка, который изобрел для этого особые экономические механизмы. Бисмарк лично финансировал официозные издания в обмен на лояльность их содержания, что не способствовало развитию экономики. Только после его ухода в отставку в 1890 г. политический контроль над прессой ослабел, и немецкие газетные издатели получили больше свободы для своей предпринимательской деятельности. Р. Mocee и Л. Ульштайн стали в определенном смысле пионерами газетной экономики: в Берлине они начинают издавать массовые недорогие газеты (1870-е гг.), опиравшиеся на доходы от реализации тиража. В политику этих изданий входило широкое привлечение рекламы, чему способствовали и собственные рекламные агентства.
Высокая рентабельность прессы практически немыслима без информационных агентств, рождение которых приходится на середину XIX в.
В 1835 г. Шарль Луи Гавас основал в Париже первое в мире информационное агентство, получившее одноименное название. Он родился в Руане, получил хорошее образование, обнаружив особые способности к языкам. При Наполеоне Гавас был банкиром, давал большие кредиты правительству, которые после падения императора не смог вернуть и оказался на грани разорения. Тогда Гавас решил использовать свое знание языков и начал делать переводы из европейских периодических изданий, которые предлагал парижским газетам. Так возникло информационное агентство "Гавас". Услугами агентства пользовались парижские газеты "Журнал де Деба", "Конститюсьонель", "Пресс", "Сьекль". Гавас организовал широкую сеть европейских корреспондентов, передающих информацию из стран пребывания. В 1853 г. почти во всех парижских ежедневных газетах появилась рубрика "Сообщения телеграфного агентства", в которой печаталась информация агентства "Гавас". Именно "Гавас" первым сообщило в сентябре 1854 г. о начале Крымской войны. С 1856 г. оно использовало для передачи новостей азбуку Морзе, а с 1866 г. — постоянную связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля. Агентство "Гавас" просуществовало до 1940 г. В 1944 г. па базе "Гавас" было создано информационное агентство "Франс Пресс".
Важной вехой в развитии периодической печати и всего журналистского дела в США явилось создание первого в стране информационного агентства печати — Ассошиэйтед пресс (АП) в 1848 г. Поначалу оно собирало и распространяло в Новом Свете новости из Европы, столь медленно достигавшие Америки и столь нетерпеливо здесь ожидавшиеся.
К маю 1848 г. в редакциях шести ведущих газет Нью-Йорка, соперничавших друг с другом за получение первыми новостей со старого континента, поняли, что из-за расходов на средства сбора и особенно доставки информации им грозит банкротство, если они не положат конец непродуктивному соперничеству, которое противополагало их друг другу.
Необходимость согласия между ними стала тем более властной, что они все оказались перед лицом новой общей опасности: появления телеграфа и деятельности его компаний па рынке новостей. Руководители шести газет Нью-Йорка решили приложить совместные усилия и предусмотреть необходимые совместные расходы для получения самой оперативной и достоверной информации. Они учредили совместную организацию — Ассошиэйтед пресс (АП), расходы на которую лишь в первый год ее существования составили 10 тыс. долл. По они себя окупили.
Только эти газеты, являясь членами — учредителями новой кооперативной организации, имели приоритет на новости, получая их бесплатно, а всем другим американским газетам информация продавалась по определенным расценкам, причем все расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ АП в конце концов легли на плечи клиентов. Таким образом, с самого начала своего существования АП играло двойную роль — для одних чрезвычайно экономически рентабельного информационного предприятия по производству информации, для других — торговца новостями. Со временем в каждом американском городе по меньшей мере одна газета стала являться членом АП.
В 1851 г. было основано агентство "Рейтер". Его основатель Пауль Рейтер родился в 1816 г. в немецком городе Касселе в Центральной Германии. С 13 лет он клерк в банке своего дяди в Геттингене. По некоторым свидетельствам, Пауль знал математика и физика К. Ф. Гаусса, успешно завершившего в этот период эксперименты по созданию электрического телеграфа. В 1(411 г. и Берлине Рейтер основал небольшую издательскую фирму, вскоре обанкротившуюся из-за вмешательства властей, раздраженных публикацией нескольких политических памфлетов. В 1848 г. Рейтер переехал в Париж, где работал корреспондентом ряда немецких газет. Был сотрудником агентства "Гавас". Он предпринял первые попытки наладить передачу новостей в режиме телеграфных сообщений. Рейтер начал с передачи сообщений почтовыми голубями между Брюсселем и Аахеном, а затем использовал для этого франко-бельгийскую телеграфную линию.
В 1851 г., переехав в Лондон, Рейтер открыл вблизи фондовой биржи телеграфную контору, которая передавала телеграммы, в основном коммерческого содержания. Следующим шагом стала передача политических новостей для некоторых газет Европы. С 1858 г. агентство Рейтера стало главным поставщиком новостной информации всем крупнейшим лондонским газетам, включая газету "Тайме". Благодаря агентству Европа в 1859 г. прочитала речь Наполеона III, предвещавшую австро-итало-французскую войну, в 1865 г. узнала об убийстве Авраама Линкольна. Первыми международными проектами агентства "Рейтер" стали прокладка своей кабельной сети до побережья Ирландии и создание сети собственных корреспондентов в США для освещения гражданской войны. После прокладки трансконтинентального кабеля Рейтер распространил деятельность своего агентства на Дальний Восток и другие части света, договорившись о разделе сфер влияния с конкурентами — службами новостей Ш. Гаваса во Франции и Б. Вольфа в Германии.
Рейтер убедительно продемонстрировал, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспондентов. В начале 60-х гг. XIX в. многие английские газеты уже платили солидные суммы за подписку на информацию Рейтера. Подписчиками агентства стали также немецкие и бельгийские издания.
В 1859—1860 гг. европейские новости все еще преобладали в агентстве, но потом были созданы индийская и китайская службы, а к 1861 г. "Рейтер" связывала с миром сотня линий. Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка входили в круг его постоянных интересов. С 1868 г. новости "Рейтер" для провинциальных изданий начало распространять агентство "Пресс Ассошиэйшен"; благодаря этому сотрудничеству агентство "Рейтер" не стремилось стать службой внутренней информации.
В сложном положении оказалось агентство в годы Первой мировой войны, когда развернулось пропагандистское противоборство воюющих сторон. Великобритания через четыре часа после начала боевых действий вывела из строя кабельную сеть Германии, лишив ее важнейшего информационного канала. Барону Рейтеру пришлось доказывать истинно британский характер агентства, а после добровольного ухода на фронт его единственного сына и смерти жены владелец агентства в 1915 г. застрелился.
В наше время "Рейтер" входит в число мировых информационных агентств.
В Германии другой сотрудник Гаваса — немецкий журналист Бертард Вольф в 1849 г. в Берлине при газете "Националь-цайтунг" организовал Телеграфное бюро Вольфа.
В 1856 г. "Рейтер", французское агентство "Гавас" и немецкое "Вольф" начали переговоры о сотрудничестве, а через три года между ними было заключено первое письменное соглашение. В 1870 г. в Париже между тремя агентствами было заключено соглашение исключительной важности: оно определило характер их отношений вплоть до 30-х гг. XX в. Начался раздел мирового информационного пространства.
Бюро Вольфа, например, обслуживало информацией главным образом Австрию, Скандинавские страны, страны Восточной Европы (в том числе Россию).
В 1874 г. Телеграфное бюро Вольфа превратилось в крупное акционерное общество "Континенталь телеграфен компании". В 1933 г. это общество вместе с немецким Телеграфным союзом вошло в состав "Дойчес нахрихтсибюро", которое просуществовало до капитуляции фашистской Германии в мае 1945 г.