Преступность военнослужащих в России
Российские Вооруженные Силы, официально созданные в 1992 г., унаследовали от Вооруженных Сил СССР в том числе и криминогенные традиции. Болезненный раздел общих Вооруженных Сил между бывшими союзными республиками, вывод огромного числа воинских частей и соединений из стран Варшавского договора и Прибалтийских государств, стихийное сокращение численности войск, недостаток призывного контингента, физическая и психологическая неподготовленность призывников к службе в армии, ограниченное финансирование войск, резкое снижение престижа военной службы, неудавшаяся кровопролитная война в Чечне и другие обстоятельства умножили криминогенность в войсках.
Более 600 тыс. семей офицеров вернулись на Родину, в необжитые места. Многие офицеры остались не удел, без жилья и средств существования. В 1995 г. насчитывалось 125 тыс. семей "бомжей в погонах". Несколько лет шел долгий и трудный процесс раздела Черноморского флота между Россией и Украиной, а также вооружений в Приднестровье между Россией и Молдовой. В России продолжается процесс сокращения воинских формирований, их пере- подчинение, преобразование и расформирование. Юноши в массовом порядке уклоняются от призыва на военную службу. Многие части и соединения укомплектованы личным составом на 30–50% от штатной численности. На солдат и сержантов, находящихся в воинских частях и подразделениях, ложится непосильная нагрузка.
Все это обусловливает снижение дисциплины и ухудшение воинского правопорядка, в том числе среди офицерского состава.
Непрерывно изменяющаяся численность военнослужащих не дает возможности выявить реальные тенденции преступности в войсках и установить действительный уровень по числу преступлений на 100 тыс. человек личного состава (см. табл. 31.1).
Судя по Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1995 год"[1], штатная численность Вооруженных Сил по состоянию на 1 января 1995 г. составляла 1 917 400 военнослужащих и 600 тыс. лиц гражданского персонала, а на 1 января 1996 г. планировалось, соответственно, 1469 900 военнослужащих и 600 тыс. гражданских лиц. Реальная численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ может существенно отличаться от штатной.
По состоянию на начало 1997 г. численность Вооруженных Сил РФ составляла около 1 млн 700 тыс. человек. Общая численность всех войск (Вооруженных Сил, внутренних, пограничных и др.) составила 2 млн 410 тыс. 127 человек[2]. В последующие годы штатная численность Вооруженных Сил РФ и других войск существенно сокращалась.
Сейчас ставится задача по сокращению Вооруженных Сил РФ к 2012–2016 гг. до 1 млн человек[3]. Войска переходят на бригадную систему быстрого реагирования. С 1 января 2008 г. были упразднены девять отсрочек из ранее действующих 25 отсрочек от призыва на срочную службу в армию[4]. Срок службы сократился до одного года. Требуется больше призывников, но при этом существует огромная потребность в призывном контингенте. Тем не менее армия пополняется грамотными призывниками: в весенний призыв 2009 г. казармы пополнили 18 тыс. дипломированных солдат[5], что, безусловно, важно в криминологическом отношении. По Указу Президента РФ к 1 января 2016 г. вместе с гражданским персоналом армия и флот будут насчитывать 1 884 829 человек, в том числе 1 млн военнослужащих. В настоящее время их насчитывается около 1 млн 130 тыс.[6] По плану на 1 января 2012 г. генеральские должности сократят с 1107 до 886, полковников – с 25 665 до 9114, майорские – с 99 550 до 25 000, капитанские с 90 000 до 40 000, лейтенантские увеличатся с 50 до 60 тыс. Вопреки прежней практике сокращение офицеров предполагается провести "по-человечески", с обеспечением уволенных квартирами и достойными пенсиями, что, несомненно, скажется на престиже офицерской службы.
Теперь необходимо разобраться в структуре российской армии, которая претерпела существенные изменения. Вооруженные Силы РФ в современном составе включают в себя три вида вооруженных сил (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-
Морской Флот), три рода войск (Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска), а также другие обслуживающие образования. В них не входят Пограничные войска (ФСБ), Внутренние войска (МВД), Железнодорожные войска, Войска гражданской обороны (МЧС), Войска правительственной связи (ФАПСИ), военно-строительные части и другие воинские образования (ФСБ, СВР, ФСО, ГРУ и т.д.).
В Вооруженные Силы СССР входили не только войска, непосредственно подчинявшиеся министру обороны, именуемые Советской Армией и Военно-Морским Флотом, но и все другие воинские формирования – пограничные, внутренние, железнодорожные и т.д.
В России в состав Вооруженных Сил входят лишь войска, непосредственно подчиненные министру обороны РФ. Наряду с Вооруженными Силами имеется 13 других воинских формирований, которые были перечислены выше. Число их может быть довольно большим. Они не входят в понятие "вооруженные силы", но остаются поднадзорными Главной военной прокуратуре, а их личный состав несет ответственность за совершение общеуголовных и воинских преступлений.
Что касается криминологических проблем в Вооруженных Силах РФ и других войсках, то они постепенно решаются. Военнослужащие стали больше заниматься своим делом – боевой подготовкой, растет престиж военной службы. За последнее время сделан большой рывок в улучшении качества боевой подготовки. "Число учений и мероприятий по боевой подготовке в 2003 г. по всем видам вооруженных сил превысило показатели 2002 г. почти в 2 раза.
В бюджет Министерства обороны на развитие системы боевой подготовки направляются значительные средства. Продолжаются военная реформа, сокращение Вооруженных Сил и их качественноколичественная оптимизация. Идет процесс постепенного и частичного перехода на контрактную систему. Солдаты-контрактники впервые появились в 1992 г., сейчас их число превысило 140 тыс. человек, но создать полностью контрактную армию не получается[7]. Принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ΦЗ "Об альтернативной гражданской службе", на основании которого постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256 утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
В то же время остается много нерешенных криминогенных проблем: недобор призывников, неудовлетворительное состояние их здоровья, низкий уровень развития, недостаточное финансирование, проблема жилья для офицеров и других контрактников, преступное поведение офицеров, дедовщина и иные преступления военнослужащих.
В 2003 г. в Московском военном округе было призвано 11% от списочного состава. 87,6% получили отсрочку, 1,4% пустились в бега. Во многих европейских странах (Германии, Франции, Швеции и др.) действительную военную службу проходят от 50 до 85% юношей. Это в 5–8 раз больше, чем в России. Положение дел в самой Москве значительно хуже, чем в Московском округе в целом (Российская газета. 2004. 25 мар.). Поданным опросов, около 50% призывников не видят ничего предосудительного в том, чтобы "откосить" от военной службы. В последние годы наметилась тенденция к снижению числа лиц, уклоняющихся от военной службы, но тем не менее перспективы неблагоприятные. По данным Госкомстата, начиная с 2005 г. общая численность призывного контингента будет ежегодно сокращаться на несколько десятков тысяч человек в год. Пик демографического кризиса придется на 2013 г., когда 18-летних юношей окажется в 2 раза меньше, чем в 2004 г. (вместо 1 млн 200 тыс. будет только 600 тыс. человек).
Не менее удручающим было положение с образовательным и интеллектуальным уровнем призывников. Грамотные и обеспеченные юноши поступали в государственные и коммерческие вузы, находили другие пути для получения отсрочки от военной службы. И поскольку обучение детей в предыдущие годы власти пустили на самотек, то дети из бедных, проблемных и неполных семей намного чаще оказывались вне школы, и именно они и пополняли войска. Поэтому почти каждый второй призванный на военную службу (по данным 2003 г.), имел лишь начальное или общее среднее (8 классов) образование. В частности, 112 молодых солдат не умели читать и писать. В Москве встали в строй 4,8% призывников, 62,4% получили отсрочку как студенты, 11,3% не призваны из-за плохого здоровья, 5,8% – по причине неснятой судимости, 6,6% не пошли в армию по семейным обстоятельствам. Для сравнения: в ФРГ служат 50% юношей, во Франции – 58, в Испании – 75, в Турции – 81, в Швеции – 85% молодежи (Российская газета. 2004. 31 мар.). Учреждение контрактной армии в этих условиях было крайней необходимостью. Но как показал эксперимент, проведенный в Псковской дивизии ВДВ, среди россиян мало желающих добросовестно служить в армии по контракту. Более того, дисциплина контрактников намного ниже, чем у призывников. По данным 2007 г. число совершенных ими преступлений увеличилось с 1,5 до 4 тыс. Половина всех преступлений контрактников – уклонения от службы. В одной из мотострелковых бригад при переходе на 100%-ную контрактную службу число уклонений выросло в 6 раз (Российская газета. 2007. 20 июня).
Служба в российской армии в период президентства Ельцина утратила былую привлекательность, в армии стало страшно служить. В 2002–2003 гг. в результате преступлений в войсках пострадали, соответственно, 9673 и 12 739 человек, погибли 676 и 826, получили телесные повреждения 2379 и 2803, пострадали от неуставных отношений 3204 и 4607, от рукоприкладства командиров 2228 и 3904, погибли в результате неуставных отношений и рукоприкладства 44 и 63 человека. Из приведенных данных видно, что опасные преступления против военнослужащих за два года увеличились на 20–40%. Положение не изменилось и в 2004 г. В этот год пострадало 12 923 человека (погибло – 740, получили телесные повреждения – 2341, пострадали от неуставных отношений – 4578, от рукоприкладства – 3882 военнослужащих). Только за первый квартал этого года от побоев пострадали 1650 военнослужащих, из которых 15 человек умерли (Российская газета. 2004. 5 апр.). Эта тенденция сохранялась и в последующие годы. Командиры продолжают относиться к подчиненным как к рабочей силе, некоторые из них не только эксплуатируют солдат и сержантов для собственных нужд, но и сдают подчиненных "в аренду" в гражданские организации за плату (Российская газета. 2004. 20 янв.). Все это серьезно снижает позитивную мотивацию российской молодежи к военной службе.
Власти вынуждены были пойти на беспрецедентный шаг. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 793 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета" по контракту в российской армии могут служить иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет, которые имеют возможность на льготных условиях получить российское гражданство. Учитывая, что в настоящее время большое внимание уделяется проблемам военнослужащих, улучшается их материальное положение и обеспечение, в российскую армию могут пойти служить многие юноши из ближнего и дальнего зарубежья, где условия жизни хуже российских. Но солдат чужой страны вряд ли может стать надежным защитником России. Вперед проблема снижения престижности военной службы – жилищная. Фонд служебного жилья Министерства обороны РФ составляет 98 тыс. квартир, а их необходимо 450 тыс. Расчеты показывают, что проблема предоставления военнослужащим жилья может быть решена лишь к 2012–2015 гг.[8] Положение усугубляется злоупотреблениями с квартирами. Только в 2004 г. при проверке военными прокурорами законности выдачи государственных жилищных сертификатов было выявлено 650 незаконно полученных квартир. Возбуждено около 100 уголовных дел против командиров частей, работников кадровых и финансовых органов различных уровней вплоть до центрального аппарата Министерства обороны РФ. Кроме того, в 2003 г. военные прокуроры обнаружили 118 млн руб. "боевых", которые должностные лица скрывали от тех, кто воевал в Чечне. Обогащение начальства за счет подчиненных идет по всем направлениям. В том же году к уголовной ответственности было привлечено (как правило, за совершение корыстных деяний) 1875 офицеров, что на 12,4% больше, чем в 2002 г. За совершение преступлений привлекаются и высшие офицеры, генералы и адмиралы. По заявлению Главного военного прокурора, "такого количества высших офицеров, одновременно привлеченных к уголовной ответственности, в нашей стране еще не было", в обслуживаемых войсках проводится большая работа по наведению правового порядка[9]. Однако криминогенность воинских правоотношений зашла так далеко, что надеяться на скорое "выздоровление" военной службы не приходится.
Если принять регистрируемый уровень преступности военнослужащих в 1992 г. (начало формирования Вооруженных Сил РФ и других войск) за базу, динамика будет следующей (табл. 31.3).
Таблица 31.3. Динамика преступности военнослужащих в России в 1992–2010 гг.
Преступления |
Годы |
||||||||||
1992 |
1994 |
1996 |
1998 |
2000 |
2002 |
2004 |
2006 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Всего преступлений |
31 513 |
24331 |
30 529 |
24 814 |
23 069 |
20490 |
25 244 |
25 101 |
20 425 |
17116 |
14123 |
Аинамика, % |
100,0 |
77,2 |
96,9 |
78,7 |
73,2 |
65,0 |
80,1 |
79,7 |
64,8 |
54,3 |
44,8 |
Воинская преступность |
20495 |
15 169 |
19 866 |
12 968 |
11315 |
10 314 |
13051 |
12 720 |
10 436 |
7148 |
5205 |
Общеуголовная преступность |
11 018 |
9162 |
10 663 |
11 846 |
11754 |
10176 |
12 193 |
12 381 |
9989 |
9968 |
8918 |
Снижение числа регистрируемых преступлений, воинских и общеуголовных, продолжалось и в 2010 г. Однако этот процесс является прежде всего следствием сокращения общей численности военнослужащих вообще и в Вооруженных Силах в частности. В 1991 г. в Советской Армии и Военно-Морском Флоте насчитывалось около 3,5 млн человек. В 1992 г. в России могло остаться около 3 млн. Штатная численность Вооруженных Сил РФ на конец 1994 г. обозначена в 1,9 млн человек, на конец 1996 г. – 1,7 млн, а на конец 2003 г. – около 1 млн человек. Таким образом, личный состав Вооруженных Сил РФ к 2008 г. сократился на 66,6%, а преступность – на 35,2%, т.е. почти вдвое меньше. Следовательно, реального сокращения преступности в Вооруженных Силах РФ не произошло, наоборот, в расчете на 100 тыс. военнослужащих преступность возросла практически вдвое (см. табл. 31.1). В 1990 г. коэффициент учтенной преступности в Вооруженных Силах составлял 794 деяния на 100 тыс. военнослужащих, а в 2007 и 2008 гг. – 1664 и 1702 соответственно. Однако надо учитывать и то, что велика доля латентной преступности, а численность Вооруженных Сил является неточной. Тем не менее соотношение показателей в данном случае можно считать относительно адекватным. Кроме того, УК РФ 1996 г. заметно сузил сферу преступного поведения вообще и против военной службы в частности, а многие деяния, включая воинские, декриминализировал, что отразилось на формальном снижении уровня преступлений после вступления Кодекса в силу.
Данный вывод подтверждается динамикой особо тяжких и тяжких преступлений. С 1992 г. они увеличились на 25–75%. Рукоприкладство командиров возросло в 5 раз, дедовщина увеличилась в 2,5 раза[10]. Если и было какое-то сокращение, то оно коснулось преступлений небольшой и средней тяжести. Межнациональные проблемы в стране отражаются и на армии. На Балтийском флоте, например, срочники из Дагестана систематически терроризировали россиян (отбирали деньги, мобильные телефоны, новую форму, "объедали" в столовой). В довершение всего они сложили слово KAVKAZ из тел замордованных "слабонов" и сфотографировали это[11].
Еще один серьезный момент – увеличение случаев привлечения к уголовной ответственности высокопоставленных офицеров и генералов. Главный военный прокурор С. Фридинский в своем докладе на расширенной коллегии прокуратуры констатировал, что "уровень офицерской преступности достиг наивысшего показателя за последние 10 лет – младшие и старшие офицеры только за первую половину 2009 г. совершили свыше 2 тыс. преступлений, треть которых имеет коррупционную основу"[12]. Это свидетельствует об интенсивном росте числа очевидных фактов.
В 1996 г. были обнародованы многочисленные факты хищений государственных средств, злоупотреблений и взяточничества в среде высшего генералитета Вооруженных Сил. В докладах и интервью председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерал-лейтенанта Л. Рохлина, Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова и Главного военного прокурора В. Паничева в связи с этим назывались фамилии министра обороны РФ генерала армии П. Грачева, Главного военного инспектора генерала армии К. Кобца, начальника главного управления Генштаба генерал-полковника В. Жеребцова, начальника тыла Минобороны России В. Муранова и многих других, в отношении которых проводились прокурорские проверки и расследовались уголовные дела[13]. Однако никто из них к уголовной ответственности привлечен не был.
Экономический, финансовый и нравственный кризис в стране, а также "воинский", связанный с войной в Чечне, шли вразрез с регистрационным снижением преступности в войсках. Очевидно и другое: ослабление правового контроля и требовательности к военнослужащим стало запредельным.
Таким образом, рост преступности среди военнослужащих (реальный, а не на бумаге) сопровождается существенным отставанием военно-правового контроля над ней, что, в свою очередь, детерминирует дальнейший рост преступности. С данной тенденцией коррелирует усиление напряженности в армейской среде по различным обстоятельствам[14].
Сократить криминогенные факторы можно только путем замены волюнтаристской стратегии борьбы с преступностью на реалистичную, установления в войсках господства закона вместо дискреционных полномочий начальников, а также объективного отражения криминальных реалий. Обобщенные сведения о преступности в армии становятся все более открытыми, что отмечается не только в России. Это соответствует эпохе снижения военного противостояния и позволит странам обмениваться положительным опытом поддержания воинского порядка. Ведь во многих государствах уже сумели справиться с проблемой неуставных отношений[15].
Объективизация учета и расследования преступлений военнослужащих, открытость криминологически значимых данных потребуют адекватных мер по контролю над преступностью в войсках, создадут условия для ее более широкого изучения и предупреждения, устранят подозрения граждан в отношении военного руководства, помогут восстановить престиж военной службы.
По рассмотренным выше основным тенденциям и закономерностям преступность в армии соотносится с преступностью в стране. Военнослужащие являются неотъемлемой частью народа, а армия – специфической структурой общества и государства, имеющей свои социальные, демографические, организационные, управленческие и юридические особенности, которые отражаются как на самой преступности военнослужащих, так и на ее причинах.
Важной и криминологически значимой особенностью преступности в армии является то, что военнослужащие в силу выполнения специфических задач по охране и обороне страны несут уголовную ответственность не только за общеуголовные деяния, как все граждане страны, но и за воинские преступления, которые в УК РФ 1996 г. названы "преступлениями против военной службы". Удельный вес преступлений военнослужащих в общей преступности невелик, в 1995 г. эти деяния составляли около 1%, а в 2010 г. – 0,53% в структуре всей преступности. Его величина зависит не только от уровня преступности военнослужащих, но и от общего числа преступлений в гражданском обществе, количества личного состава в войсках, полноты учета уголовно наказуемых деяний в стране и армии.