Лекция 4. ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Проблемы преступного поведения в их научном и практическом аспектах немаловажны для понимания преступности и ее причин, а значит, и для борьбы с ней. Они являются существенной частью криминологической теории.

Во-первых, преступное поведение есть не что иное, как разновидность человеческого поведения вообще, и в силу этого очень значимого обстоятельства подчиняется общим закономерностям поведения. Поведение — это не только двигательная активность живых существ, она включает в себя и моменты неподвижности, которые могут быть даже более информативны и интенсивны, чем какие-то действия. Поведение представляет собой высший уровень взаимодействия целостного организма с окружающей средой. В преступном поведении можно обнаружить все те самые явления и процессы, которые характерны для поведения личности в целом. Следовательно, понятие преступного поведения, его внутренние движущие механизмы можно осознать лишь в случае максимального использования всего того, что известно о поведении в науке психологии.

Во-вторых, преступное поведение — иное понятие, чем преступление, которое определяется в уголовном законе как общественно опасное деяние. Криминологию не интересует, какие именно признаки "делают" действие (бездействие) уголовно наказуемым — это обязанность уголовного права. Криминология в качестве преступного воспринимает не все то, о чем заявляет уголовный закон, для нее важнее всего то, что вызвало, породило преступное поведение, какие обстоятельства ему способствовали, каковы его мотивы и цели, механизм принятия решения и т.д. В этой связи криминология исследует формирование личности преступника, в том числе мотивы преступления, последовательность развития преступных поступков, взаимодействие человека и конкретной жизненной ситуации до, во время и после совершения преступления.

В-третьих, никакие причины и иные условия, влияющие на преступное поведение, внешние, объективные или внутренние, субъективные не способны приводить к такому поведению, если они не преломляются в психологии индивида. Именно она является местом, где происходит "обработка" указанных обстоятельств, следовательно, ни одно из них не действует напрямую, непосредственно вызывая определенный поступок.

Отличается ли преступное поведение от непреступного? Полагаем, что в правовом отношении разнится всегда, поскольку закон поставил на нем клеймо уголовно-правового запрета. Что же касается психологического содержания такого поведения, оно отличается от обычного не во всех случаях, но в большинстве — чаще своей эмоциональной насыщенностью, напряженностью, поскольку реализующий его человек знает, что оно осуждается государством и обществом, что он может понести за это уголовное наказание, иногда очень суровое, что он нарушил нормы нравственности.

Преступное умышленное поведение, если включать в него и его генезис (происхождение), содержит в себе следующие звенья: мотивацию, подготовку (в том числе во многих случаях планирование) и совершение собственно преступного деяния. При этом личность всегда взаимодействует с внешней средой — конкретной жизненной ситуацией (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Взаимодействие личности с внешней средой — конкретной жизненной ситуацией

На данном рисунке видно, что все векторы двусторонние, поскольку каждый из указанных па пей блоков не просто действует, а взаимодействует. Так, совершение преступления оказывает обратное воздействие на личность и ее мотивации, этот факт может изменить поведение и весь образ жизни, втягивая, например, человека в систематические нарушения уголовного закона или изменяя среду его общения, если он осуждается к наказанию в виде лишения свободы. Преступное деяние может вообще полностью изменить жизнь виновного, даже если он не пойман, а скрывается от правосудия.

Необходимо заметить, что не все преступления заранее готовятся. Этого нельзя сказать, например, в отношении преступлений, которые совершаются в состоянии аффекта, при задержании преступников и в некоторых иных эмоционально насыщенных случаях. При совершении неосторожных преступлений мотивация, конечно, имеет место. Но это мотивация тех действий, общественно опасные последствия которых виновный самонадеянно рассчитывал предотвратить либо но своей небрежности не предвидел возможности наступления указанных выше последствий. При совершении и неосторожных преступлений личность активно взаимодействует с конкретной жизненной ситуацией.

Подчас трудно отличить умышленное преступление от неосторожного, особенно в тех случаях, когда сам преступник убежден, что он действовал неосторожно. Можно привести пример, когда преступник трижды привлекался к уголовной ответственности за одни и тс же действия: в нетрезвом виде садился за руль автомобиля и обязательно сбивал насмерть пешехода, причем в последний раз он это сделал через месяц после освобождения из мест лишения свободы. Автомобиль становился в его руках орудием убийства.

Под термином "преступное поведение" здесь понимается не только собственно поведение как ряд поступков, но и один поступок, одно действие (бездействие). Есть ли что-то, что отличает преступное поведение от поведения человека вообще?

Недостаточно констатировать, что личность является носителем причин преступного поведения, необходимо знать, в чем они заключаются. При этом следует различать причины преступности и субъективные факторы, порождающие индивидуальное уголовно наказуемое поведение. Разница между ними имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение, делая предупредительную работу более конкретной и целенаправленной. Причины преступности в целом, преломляясь через психологию субъекта, становятся факторами преступного поведения. Последние же, объединяясь, типологизируясь, всегда находят место среди причин преступности.

В криминологии получили отражение следующие исходные положения относительно причин индивидуального преступного поведения: оно реализуется в силу имеющихся у людей антиобщественных представлений и установок, соответствующих им ценностным ориентациям, превалирующим в их психологии нравственным пробелам. А все эти дефекты образуются в результате неблагоприятного нравственного формирования их личности, отсутствия должного воспитания. Но все-таки приведенные соображения вызывают необходимость очень важных дополнений и уточнений, без которых невозможно понять, почему же люди преступают уголовно-правовые запреты.

Иначе практически без ответа останутся чрезвычайно важные вопросы: почему человек даже с полным набором антиобщественных взглядов и представлений, серьезных нравственных дефектов никогда не совершает преступлений? Почему, в силу каких субъективных факторов из всех возможных вариантов выхода из данной сложившейся ситуации лицо избирает именно тот путь, который запрещен уголовным законом? Не находя ответа на эти вопросы, подчас трудно, а то и невозможно предупреждать конкретные преступления, проводить профилактическую работу, исправлять преступников.

Чтобы понять причины преступного поведения, необходимо иметь в виду, что оно, как и любое другое, не может быть случайным, независимым от личности и определяться только внешними обстоятельствами. Если бы это было так, то преступление мог бы совершить любой человек, который в данный момент испытывает на себе неблагоприятные, негативные воздействия. Однако известно, что в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному. Внешняя среда, ситуация способны создать благоприятные условия для совершения преступлений, даже спровоцировать на это, но не выступать в качестве их причин. Если же человек однозначно попадает в жесткую психологическую зависимость от конкретной ситуации, то значит таковы особенности его личности.

Сказанное в отношении внешней жизненной ситуации во многом верно и применительно к внутренним психотравмирующим переживаниям личности. Как бы сильны и болезненны они ни были, они не приведут к преступлению, если в индивиде действуют и иные силы, другие мотивации, которые уравновешивают, даже сдерживают первые.

Поэтому возникает сложная научная задача всестороннего, системного анализа личности преступника, вопросов ее формирования, т.е. выяснения того, почему, как, под влиянием каких внешних социальных условий возникают в субъекте те черты, которые впоследствии приводят его к преступному поведению. Антиобщественные взгляды, стремления, наклонности и другие отрицательные черты индивида есть, несомненно, продукт усвоения им аналогичных взглядов и ориентации окружающей его социальной среды. Они передаются ему в ходе постоянного и непосредственного общения с другими людьми при осуществлении многочисленных связей и ролей, в которых он выступает в повседневной жизненной практике. Поэтому проблема личности преступника — во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения — проблема происхождения такого поведения, его обусловленности теми общественными связями, в которые вступает личность с окружающим миром.

Преступное поведение может находиться под огромным влиянием внешних ситуационных обстоятельств, но они не являются его причинами. Если эти обстоятельства выступают в роли причин наступивших общественно опасных последствий, то нет преступления, поскольку источником этих последствий, их "причинителем" выступает не личность, внешние воздействия здесь минуют ее. При этом совсем не исключено, что человек психологически зависит от каких-то внешних факторов, чаще всего — от других людей. Однако он может попасть в зависимость, тоже психологическую, от своих внутренних переживаний и состояний, в связи с чем его поведение будет негибким, идущим вразрез со складывающимися обстоятельствами.

Вместе с тем все внешние воздействия человек воспринимает ("встречает") со всем тем, что ему дано от природы, и тем, что он уже успел усвоить, приобрести из своего жизненного опыта.

Если мы не будем знать, что представляет собой преступное поведение, какими причинами оно определяется, каков его смысл, какие субъективные цели преследует человек, совершая преступление, мы, конечно же, не сможем построить эффективную систему борьбы с преступностью, поскольку она включает в себя как борьбу с преступностью в целом, так и не менее сложный уровень — индивидуальное предупреждение преступления. Здесь, на этом уровне знание причин преступного поведения, так же как и знание личности преступника, является совершенно необходимым.