Преступления, связанные с безопасностью авиационного транспорта
В соответствии с действующими актами международного права преступления против безопасности авиационного транспорта можно условно разделить на две группы: захват воздушных судов и иные преступления против безопасности гражданской авиации.
Захват воздушных судов. Преамбула Гаагской Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.[1], являющаяся основным документом, определяющим преступность данного деяния по международному праву, устанавливает, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, "серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации".
В литературе неоднократно отмечалось, что угоны транспортных воздушных судов сопровождаются навигационными трудностями, опасностью полетов над безлюдными территориями; при этом немало случаев перестрелок в полетах, убийств ни в чем не повинных пассажиров, грабежей и пр.[2]
В соответствии со ст. 1 Гаагской Конвенции, с точки зрения объективной стороны, захватом[3] воздушного судна является любое незаконное насильственное установление физического господства над воздушным судном, находящимся в полете ("любое лицо на борту воздушного судна... которое незаконно, путем насилия или угрозы применения такого насилия или любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно..."), а также осуществление над ним контроля.
Захват воздушного судна как деяние считается проявлением терроризма по международному уголовному праву только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов территории государства регистрации такого воздушного судна. При этом не имеет никакого значения, совершало ли воздушное судно международный полет или полет на внутренних авиалиниях.
Под действие Гаагской конвенции подпадают ситуации, когда, например, самолет выполнял внутренний рейс, но был угнан и приземлился на территории другого государства. С другой стороны, под положения конвенции не подпадают ситуации, когда борт выполнял международный полет, вылетел из страны регистрации, был захвачен, но самолет удалось посадить на аэродроме этой же страны.
Время совершения деяния – нахождение воздушного судна в состоянии полета. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.
В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящиеся на борту.
Гаагская Конвенция обязывает каждое государство-участник предпринять все меры для уголовного преследования виновного в соответствии с национальным законодательством в случаях, когда: а) преступление совершено на борту судна, зарегистрированного в данном государстве; б) воздушное судно, на борту которого совершено преступление, совершает посадку на территории данного государства, а предполагаемый преступник все еще находится на борту; в) воздушное судно сдано в аренду, а постоянное местопребывание либо основное место деятельности арендатора находятся в этом государстве.
Иные преступления против безопасности гражданской авиации. Ответственность за иные преступления против безопасности гражданской авиации установлена в Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.[4]
Объективная сторона иных преступлений против безопасности гражданской авиации заключается в совершении следующих деяний:
• совершение любого акта насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может в целом угрожать безопасности воздушного судна;
• разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации;
• причинение воздушному судну повреждения, выводящего его из строя либо угрожающего его безопасности в полете;
• помещение на борт воздушного судна любого вещества или устройства, которые могут угрожать безопасности судна, т.е. привести к разрушению либо повреждению последнего; а также совершение любого действия, приводящего к помещению такого вещества (устройства) на борт воздушного судна (например, сдача такого устройства в багаж и т.п.);
• разрушение либо повреждение аэронавигационного оборудования, если эти деяния угрожают безопасности полета воздушного судна;
• сообщение заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности воздушного судна в полете.
Положения Монреальской конвенции не применяются к военным, таможенным и полицейским воздушным судам. Но при этом данная Конвенция распространяется и на случай совершения преступления в отношении судна, выполняющего не только международный, но и внутренний полет – при совершении первых четырех из вышеприведенных деяний.
Согласно ст. 1 Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющего Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1988 г.[5], признается преступным:
• акт насилия, совершаемый с использованием любого устройства, вещества или оружия, в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть; разрушение или серьезное повреждение оборудования и сооружения аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенных в аэропорту воздушных судов, находящихся в эксплуатации, или нарушение работы служб аэропорта если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту.
Статья 1 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г. определяет данное террористическое преступление как состав угрозы – все проявления, причиняющие ущерб безопасности гражданской авиации, сформулированы как формальные составы угрозы.