Преобразования средней школы
Ученый комитет подготовил три проекта (1860, 1862, 1864), которые легли в основу нового устава средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Соответствующий пункт гласил: "В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний без различия профессий или верований их родителей". Определяющим условием для поступления в гимназию становилось имущественное положение. Ученики обязаны были вносить плату за обучение. От платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных нс могло превышать 10% от общего числа учеников). Предусматривалась ранее не практиковавшаяся выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся гимназистам.
Устав 1864 г. объявлял о создании гимназий классического и современного образования с семилетним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы: 1) классическая гимназия с двумя древними языками; 2) классическая гимназия с латинским языком; 3) реальная гимназия без древних языков. Учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или современного образования. Утверждался приоритет классицизма, т.е. произошел возврат к школьной политике 30–40-х гг. XIX в. В средних школах непременно должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку и литературе, математике. Помимо этих предметов, в классических гимназиях предусматривалось преподавание древних или современных европейских языков, а в современных (реальных) гимназиях – преподавание естественных наук и черчения.
Устав 1864 г. вносил изменения, касавшиеся статуса уездных училищ (в 1865 г. в 416 уездных училищах обучалось около 24 тыс. учащихся). Предусматривалось преобразовать одну часть уездных училищ в прогимназии, а другую – в двухлетние приходские начальные школы.
Реформы 1860-х гг. привели к учреждению женских гимназий.
На протяжении 1866–1880 гг. предприняты были меры по восстановлению классической системы среднего образования на основе общеевропейской традиции и особенно античной мифологии. В 1871 – 1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. Согласно этим документам в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создавался новый тип неоклассической реальной) гимназии. В этом учебном заведении получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Они могли далее обучаться в высших технических школах (доступ в университеты для них был закрыт).
По настоянию Победоносцева было ограничено обучение в классической гимназии детей из малоимущих слоев. В результате в 1887 г. появился циркуляр министра И. Делянова о существенном увеличении платы за обучение в гимназиях и прогимназиях. Оговаривалось, что следует препятствовать допуску в гимназии представителям низов (детям кухарок, крестьян, прачек и пр.) Вследствие этого в течение 1882–1895 гг. число учащихся классических гимназий сократилось с 65,7 тыс. до 63,9 тыс., а доля учащихся из дворянских и чиновничьих сословий увеличилась с 47 до 56%. Поток малоимущих переправлялся в реальные гимназии, где количество учащихся росло в первую очередь за счет этого слоя населения. На протяжении 1882–1895 гг. число учеников реальных гимназий выросло с 17,5 тыс. до 26 тыс.; соответственно доля выходцев из недворянских городских сословий – с 40 до 44%.
Выгодно отличались от государственных гимназий некоторые частные средние учебные заведения, организованные в начале 1880-х гг. Так, в школе А. С. Грачевского (Одесса) в младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; было организовано трудовое обучение (швейное дело – для девочек, столярничество – для мальчиков). В женской гимназии Μ. Н. Стоюниной (Петербург) программа делилась на четыре основных цикла: научные дисциплины, иностранные языки, искусство, физическое воспитание. Главная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были сокращены, в школе отказались от традиционных цифровых оценок знаний. Для гимназисток регулярно организовывали экскурсии на промышленные предприятия, в деревню.
Реформы высшего образования
Реформы высшего образования не были последовательными, будучи результатом противостояния демократических и консервативных устремлений в русском обществе.
В ноябре 1855 г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменились ограничения числа поступающих в университеты. Правила, однако, не устроили студентов и профессоров. Студенты настаивали на праве создавать независимые корпорации. Университеты вместе с просвещенным обществом ждали глубоких социальных реформ и демократизации образования на их основе. В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Университеты получили более значительные права на автономию, чем по Уставу 1804 г. Управление университетов передавалось советам профессоров. Советы, в свою очередь, должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Министру просвещения предоставлялось формальное право утверждать или отменять решения советов, которым Головнин – инициатор реформы – однако, в дальнейшем фактически не пользовался. Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. В 1866– 1880-х гг. министр просвещения Д. А. Толстой, противясь академическим свободам, урезал автономию университетов, стремился установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. Сменивший Д. А. Толстого министр просвещения И. Д. Делянов свою деятельность начал с репрессий против студенчества, принятия нового университетского устава (1882), который положил конец автономии университетов, студенческим свободам. Управление университетами было сосредоточено в Министерстве просвещения. Делянов по предложению Победоносцева ввел правила, препятствовавшие обучению евреев в университете. Правительству, однако, не удавалось приглушить движение за демократизацию университетов. В конце 1880-х гг. усилились требования студентов по поводу автономии. Вопреки Уставу 1882 г. студенты объединялись в организации в виде землячеств.
Реформы привели к появлению высшего женского образования. В Москве в 1872 г. были открыты Высшие женские курсы. Вскоре подобные учреждения появились в Петербурге (Бестужевские курсы), Киеве и Казани.