Преобразования быта, культуры и науки
Реформы Петра Великого охватили не только сферы управления и военного дела. Они глубоко изменили быт, нравы и в целом культуру России. Конец XVII в. ознаменовался введением нового календаря: в декабре 1699 г. летоисчисление приказано было производить от Рождества Христова, а Новый год начинать не с 1 сентября, а с 1 января и этот день отмечать как праздник. Первые реформы Петра в сфере быта коснулись и внешнего вида русских людей. В 1698-1700 гг. были изданы царские указы о бритье бород и упразднении старого русского платья. Вводились европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Огромное значение для проникновения западной культуры в Россию имела отправка молодых дворян за границу, где они знакомились с укладом жизни европейских стран. Элементы западной культуры распространялись в обществе и в результате непосредственных контактов с иностранцами, прием которых на русскую службу в начале XVIII в. резко возрос.
Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей - вольных светских собраний для представителей образованного общества с обязательным присутствием женщин. Они устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. Ассамблеи стали школой этикета и началом эмансипации женщин в России. В 1717 г. вышло первое печатное пособие по этикету и правилам хорошего тона "Юности честное зерцало", которое регламентировало поведение молодых дворян в обществе на западно-европейский манер. Петровские преобразования в сфере быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами.
При Петре особое внимание уделялось образованию. Уже в 1701 г. в Москве были созданы школы нового типа: Пушкарская (артиллерийская) и Навигацкая. Последняя выпускала не только моряков, но и инженеров, учителей цифирных школ, геодезистов, архитекторов и даже гражданских чиновников. В 1715 г. в Петербурге была основана Морская академия. Были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции для получения начального образования существовали три типа школ: епархиальные для подготовки священнослужителей; цифирные для подготовки местных чиновников, гарнизонные для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. Светское образование потребовало и новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика" Л. Ф. Магницкого, в которой вводились арабские цифры вместо буквенных. Затем Л. Ф. Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили "Таблицы логарифмов и синусов". В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф, П. Поликарпов, Г. Г. Скорняков-Писарев, Феофан Прокопович.
В первой четверти XVIII в. широкое развитие получило издательское дело. В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт. Для печатания учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в эпоху Петра свыше 600 названий книг и других изданий. Развитие книгопечатания положило начало созданию организованной книготорговли. В 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, ставшая основой для формирования библиотеки Академии наук. Большие собрания книг принадлежали князю Д. М. Голицыну, графу Б. П. Шереметеву, графу А. А. Матвееву и другим вельможам. С декабря 1702 г. стало выходить первое в России печатное периодическое издание - газета "Ведомости" (тираж от 100 до 2500 экз.), информировавшая читателей о важнейших событиях внутренней и международной жизни, ходе боевых действий и т.п.
Развитие науки и техники в петровскую эпоху было обусловлено практическими потребностями государства. Это касалось геодезии, гидро- и картографии, изучения недр и поиска полезных ископаемых. Русские гидрографы составили карты Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии были сделаны во время экспедиций под руководством В. В. Атласова, И. М. Еврейнова и Ф. Ф. Лужина, Д. Г. Мессершмидта, Ф. Беневенина, И. С. Унковского и др. Картографическая деятельность С. У. Ремезова, начатая на рубеже XVII-XVIII вв., была продолжена 11. К. Кириловым, приступившим к составлению сводного "Атласа Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г. В январе 1725 г. Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В. И. Беринга и А. Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г. Успешной была деятельность и русских изобретателей. Так, Михаил Сердюков предложил ряд новшеств в строительстве гидротехнических сооружений; Яков Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Ефим Никонов представил проект создания "потаенных судов" (подводных лодок); Иван Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известный механик Александр Нартов изобрел токарный и винторезный станки, создал оптический прицел и т.д.
Первая четверть XVIII в. была ознаменована рядом ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшие из них - двухтомная "Гистория Свейской войны", созданная при участии самого Петра I (издана М. М. Щербатовым в конце XVIII в. под названием "Журнал или поденная записка императора Петра Великого") и "Ядро российской истории" секретаря русской миссии в Швеции А. И. Манкиева (вышла в свет в 1770 г.). Видным дипломатом Б. И. Куракиным была написана "Гистория о царе Петре Алексеевиче" (опубликована в конце XIX в.).
Петр I положил начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел его указ, предписывавший населению предъявлять "как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов", а также "старые надписи на каменах, железе или меди, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно". В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера. Итогом достижений в области науки и образования стало создание по указу 1724 г. в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.
Литература и публицистика петровского времени ярко отразили важнейшие социально-экономические и политические преобразования в общественной жизни России. В 1717 г. в Петербурге вышла в свет книга о причинах войны со Швецией, подготовленная вице-канцлером П. П. Шафировым, представляющая собой первый в российской истории дипломатический трактат. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка И. Т. Посошкова, наиболее известная из них - "Книга о скудости и богатстве". Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был Феофан Прокопович. Им был разработан "Духовный регламент" (1721) и важный политический трактат "Правда воли монаршей" (1722), обосновавший абсолютистскую концепцию организации государственной власти. Другим видным церковным деятелем этого времени был митрополит Стефан Яворский. Им были написаны крупные религиозные трактаты "Знамение пришествия антихристова" и "Камень веры", направленные против протестантизма. В первой четверти XVIII в. продолжают развиваться и жанровые повести: "Гистория о российском матросе Василии Корнетском", "История о Александре, российском дворянине", "История о российском купце Иоанне" и др. Получают распространение исторические кантаты, любовная лирика, стихотворные фацеции и сатира.
В этот период стали создаваться публичные театры ("комедиальные храмины") в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. Появляются и первые русские драматические произведения: "Владимир" (трагикомедия Ф. Прокоповича), "Слава Российская" (пьеса Ф. Жуковского) и др.
В области изобразительного искусства активное развитие получает светская живопись. Выдающимися портретистами были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, а известным мастером гравюры - Иван Адольский. Произведения художников-граверов А. Ф. Зубова, А. И. Ростовцева и П. Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко проявилось при создании дворцово-парковых ансамблей (например, Летний сад в Петербурге).
В градостроительстве в петровскую эпоху осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей гражданского назначения. Яркое проявление этой тенденции - строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Доменико Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини и М. Г. Земцов), Адмиралтейство (архитектор И. К. Коробов). В Москве были построены Сухарева и Меншикова башни (архитектор И. П. Зарудный).
Роль и значение петровских преобразований
Осуществленные Петром Великим преобразования в государственно-политической, социальной и культурных сферах - одно из самых ярких явлений в отечественной истории. Завершение строительства Российской империи, начатого в XVII в., стало главным историческим итогом деятельности Петра. Прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство. Проведенные Петром преобразования послужили основой для установления в России абсолютной монархии. Все важнейшие направления деятельности Петра I - военная реформа, борьба за выход к морям, развитие промышленности, государственного управления, европеизация культуры - наметились задолго до его царствования. Петр лишь действовал более решительно, чем предыдущие монархи. Грубые, силовые методы европеизации страны, бесчисленные жертвы и тяготы жизни помогли достичь поставленных целей, но привели к крайнему истощению сил подданных Петра. Среди тяжелейших последствий эпохи преобразований - предельное закрепощение крестьян, всевластие чиновничества, углубление раскола русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже по языку "верхи" и "низы".