Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Перечень оснований прекращения ограниченных вещных прав на земельные участки во многом совпадает с основаниями прекращения права собственности. Действительно, "юридическая гибель" земельного участка прекращает любые виды прав на него; банкротство юридического лица либо изъятие участка для государственных или муниципальных нужд влечет аналогичные последствия и т.д. Но существует и ряд отличий в перечне оснований прекращения права собственности и ограниченных вещных прав на земельные участки. Например, землепользователь или землевладелец не может произвести отчуждение своего земельного участка посредством продажи, дарения, мены и т.д.

Есть и специальные основания прекращения права землевладения и землепользования. В их числе добровольный отказ от прав на землю, переоформление (приватизация) земельных участков по процедурам, указанным ЗК РФ (ст. 20, 21, 36 и т.д.). В последнем случае прекращается право землевладения (землепользования) и приобретается право частной собственности на земельный участок.

Однако особое место среди процедур прекращения права землепользования и землевладения занимает принудительное прекращение прав на землю (ст. 45 ЗК РФ). Фактически данная статья посвящена определению оснований применения земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. Данный правовой институт был предусмотрен, например, еще Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г., которые содержали в ст. 15, 16, 50 земельно-правовые санкции, фактически выступавшие в качестве самостоятельных мер юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.

Сформулированная в советском земельном праве конструкция земельно-правовой ответственности (Т. Г. Тагиров, В. Л. Чуйков, Л. Л. Рябов, О. В. Измайлов и др.) была воспринята ЗК РСФСР (ст. 39, 40, 42, 44 и т.д.), однако указанные статьи были отменены Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации". В результате центральное место в правовом регулировании рассматриваемых отношений долгое время занимали нормативные правовые акты субъектов РФ.

Земельно-правовая ответственность применяется в форме принудительного изъятия у лица земельного участка, принадлежащего ему на праве землепользования или землевладения, за совершение земельного правонарушения и является отдельным, самостоятельным видом юридической ответственности. Основания принудительного прекращения права землевладения и землепользования сформулированы с учетом обязанностей указанных правообладателей земельных участков, предусмотренных ст. 42 ЗК РФ (причем приведенный в данной статье перечень обязанностей не носит исчерпывающего характера).

Как следует из п. 2 ст. 45 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель. Целевое назначение земельного участка является основанием для отнесения его к одной из категорий, указанных ст. 7 ЗК РФ. В ст. 8 ЗК РФ определена процедура отнесения земельных участков к категориям и изменения категорий земель. Самовольное изменение целевого назначения и категории земель не допускается;

2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки. В отличие от предыдущего состава земельного правонарушения, имеющего универсальный характер для всех категорий земель, снижение плодородия имеет значение лишь для земель сельскохозяйственного назначения. Ухудшение экологической обстановки важно для всех категорий земель и имеет родовой характер по отношению к нижеследующим составам земельных правонарушений:

- отравлению, загрязнению, порче или уничтожению плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшим за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Вопросам возмещения вреда окружающей среде посвящены ст. 77-79 Закона об охране окружающей среды. Для привлечения к ответственности за данное деяние достаточно причинения вреда и одному человеку;

- нарушению установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В данном подпункте мы наблюдаем один из немногих случаев, когда законодатель объединил в один состав оба варианта нарушения особого эколого-правового режима земельного участка, обусловленного наличием особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) или территории экологического неблагополучия. Нарушить режим особой охраны экологически ценных земель (и расположенных на них объектов) можно в двух случаях. Во-первых, если участок землепользователя (землевладельца) находится в границах ООПТ (не был выкуплен в момент организации заповедника, национального парка и т.д.), и, во-вторых, находится в охранной зоне ООПТ;

- систематическому невыполнению обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв. В земельном законодательстве не раскрывается критерий "систематичности" невыполнения обязательных мероприятий и не указывается па связь между таким невыполнением и причинением вреда почвам (размером такого вреда). Следовательно, налицо оценочная категория. Это означает, что в каждом конкретном случае судом будет даваться оценка данным обстоятельствам исходя из материалов конкретного дела;

- систематической неуплате земельного налога. Обоснованность включения в ЗК РФ данной санкции вызывает сомнения. Дело в том, что неуплата земельного налога является налоговым правонарушением. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное деяние, совершенное умышлено, влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога. Как следует из п. 1 ст. 108 Н К РФ, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК РФ. Сам НК РФ за неуплату земельного налога санкций в виде принудительного прекращения прав на участок не предусматривает. Согласно п. 1,2 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ;

3) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Порядок принудительного прекращения права землевладения и землепользования как санкции за земельное правонарушение выглядит следующим образом. Первоначально на лицо, нарушающее требования п. 2 ст. 45 ЗК РФ, налагается административное взыскание (штраф). Одновременно виновному физическому или юридическому лицу выносится предупреждение, ОГЛАВЛЕНИЕ которого изложено в п. 3 ст. 54 3К РФ, с последующим уведомлением органа государственной власти РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, предоставившего такой земельный участок.

Перечень органов государственного земельного надзора, налагающих административные взыскания за земельные правонарушения, указан в п. 2 Положения о государственном земельном контроле (утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689). В их число входят Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор и их территориальные органы. В предупреждении указывается на сущность правонарушения и устанавливается срок для его устранения (зависит от характера, наступивших вредных последствий правонарушения и т.д.). При этом если штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ), то упомянутый срок для устранения последствий правонарушения должен являться разумным и обоснованным.

Если правонарушитель устраняет допущенное нарушение земельного законодательства, процедура на этом прекращается. Если длящееся правонарушение не устранено (либо не устранены последствия оконченного правонарушения), орган государственного земельного надзора, документально зафиксировав данный факт, направляет материалы о прекращении прав на участок в орган публичной власти, его предоставивший, а уже данный орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Суд может как продлить срок устранения последствий правонарушения, так и вынести решение о прекращении прав на земельный участок исходя из материалов дела.

Если суд принимает решение о прекращении прав на земельный участок, соответствующий орган публичной власти (предоставивший участок) направляет по истечении 10-дневного срока с момента принятия такого решения заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта (копии решения суда) в Росреестр (его территориальное подразделение), который производит регистрацию прекращения права землевладения (землепользования). С момента такой регистрации прекращаются обязанности бывших правообладателей земельных участков. Учитывая, что изъятый земельный участок и ранее находился в публичной собственности, изменение формы собственности не происходит. Прекращение прав на участок не освобождает от возмещения вреда.