Прекращение деятельности коммерческих юридических лиц
Прекращение деятельности субъектов предпринимательской деятельности может происходить путем реорганизации и ликвидации.
Реорганизация - это важный элемент предпринимательской деятельности, поскольку она является эффективным способом оптимизации организационно-правовых форм такой деятельности в зависимости от конкретных рыночных условий. Поэтому надлежащее правовое регулирование механизма реорганизации является одним из условий нормального функционирования рынка.
Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее или частное правопреемство.
ГК предусматривает пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
При слиянии юридических лиц нрава и обязанности каждого из них в порядке генерального правопреемства переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 54 ГК). При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему в порядке генерального правопреемства переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 54 ГК). В случае разделения юридического лица его права и обязанности в порядке сингулярного правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (и. 3 ст. 54 ГК). При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в порядке сингулярного правопреемства к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 54 ГК). При преобразовании юридического лица оно приобретает новую организационно-правовую форму, вследствие чего к вновь возникшему юридическому лицу в порядке генерального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п. 5 ст. 54 ГК).
Реорганизация юридического лица, как правило, осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Однако в случаях и в порядке, установленных законодательством, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.
При реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а в форме слияния, присоединения или реорганизации - передаточный акт. В этих документах определяются нрава и обязанности вновь образованных юридических лиц. Названные документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п. 2 ст. 55 ГК). В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 55 ГК).
Реорганизация юридического лица может повлечь ухудшение положения его кредиторов, поэтому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Каждый кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если же разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 56 ГК).
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 53 ГК).
В государственной регистрации реорганизованного юридического лица может быть отказано в случае непредставления вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствия в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ч. 2 п. 2 ст. 55 ГК).
Таким образом, реорганизацию следует определить как особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающиеся переходом нрав и обязанностей реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства к другому юридическому лицу.
Основным нормативным правовым актом, регулирующими порядок прекращения предпринимательской деятельности путем ликвидации, является: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", в редакции Декрета Президента Республики Беларусь №5 от 27 июня 2011 года "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1".
Декрет №1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" упрощает процедуру ликвидации субъектов хозяйствования, закрепляет принцип одного окна во взаимоотношениях государственных органов при проведении ликвидационной процедуры.
Все необходимые для проведения процедуры ликвидации сведения будут направляться регистрирующему органу государственными органами, а не субъектом хозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченными органами информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информация не будет представлена, субъект хозяйствования ликвидируется независимо от того, имеются ли у него такие долги. Перечень оснований для ликвидации юридических лиц максимально сокращен.
Субъект хозяйствования может быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственного суда и регистрирующего органа.
В соответствии с п. 3.2. Декрета №1 от 16 января 2009 г. "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" предпринимательская деятельность прекращается по решению суда в случаях:
1) непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано:
2) осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, а также признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной:
3) экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
4) уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в п. 2, 3, 5, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица.
В соответствии п. 3.3 Декрета №1 от 16 января 2009 г. "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" деятельность коммерческой организации может быть прекращена по решению регистрирующего органа в случаях:
- неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
При обнаружении данных оснований для ликвидации коммерческой организации, предусмотренных в ч. 2 п. 3.3 Положения, происходит следующее:
1) органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел. Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации:
2) регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.
Регистрирующий орган, обнаружив, что оплата труда работников в течение трех месяцев подряд ниже минимальной заработной платы, либо получив представление уполномоченного органа, обнаружившего такой факт, берет с предпринимателя письменное обязательство об устранении не позднее двухмесячного срока нарушений, указанных в представлении. При отказе предпринимателя от дачи письменного обязательства, а также невыполнении такого представления регистрирующий орган в течение 10 дней принимает решение о прекращении деятельности.
Опубликование информации о ликвидации субъектов хозяйствования с 1 сентября 2011 года осуществляется не в газете "Рэспублiка", а в приложении к журналу "Юстиция Беларуси" и на сайте Министерства юстиции регистрирующим органом. Сведения о ликвидации банков, небанковских кредитно-финансовых организаций размешаются на сайте Национального банка.
Сведения о ликвидации страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков размещаются на сайте Министерства финансов.
Порядок ликвидации следующий.
1. Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических
лиц, сообщает о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
2. Составление промежуточного ликвидационного баланса. По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем содержатся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс направляется учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, на утверждение.
3. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица. Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 59 ГК).
4. Выплата денежных сумм кредиторам. Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной п. 11 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь №1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования".
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам.
В третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества.
В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Между требованиями кредиторов одной очереди при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица имущество распределяется пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательством (п. 3 ст. 60 ГК).
5. Составление ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 59 ГК).
В случае недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (п. 6 ст. 59 ГК).
При недостатке имущества некоторых юридических лиц кредиторы могут потребовать удовлетворения их требований за счет имущества их учредителей (участников). В случаях, когда при принятии решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса будет установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация юридического лица должна проводиться по правилам законодательства о банкротстве (ст. 61 ГК).
Имущество ликвидированного юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные нрава на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 59 ГК).
После совершения всех вышеперечисленных процедур председатель ликвидационной комиссии должен представить в регистрирующий орган следующие документы:
- печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
- ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
- оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.
В соответствии с принципом "одного окна" регистрирующий орган самостоятельно не позднее трех рабочих дней с даты представления ликвидационной комиссией (ликвидатором), индивидуальным предпринимателем документов запрашивает у соответствующего территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа сведения (которые ранее индивидуальный предприниматель представлял самостоятельно) о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда его работников.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (и. 8 ст. 59 ГК).
Юридическое лицо не может быть исключено из Единою государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР):
- если решение о ликвидации принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), а это юридическое лицо включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, - до проведения и завершения плановой проверки;
- если имеется непогашенная задолженность перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами - до представления налоговыми органами, органами ФСЗН. таможенными органами. Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием "Белгосстрах" (его обособленным подразделением) документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами;
- в случае представления в регистрирующий орган налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием "Белгосстрах" (его обособленным подразделением) информации о невозможности представления соответствующих справок, сведений - в течение шести месяцев со дня получения этими органами (организацией) уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).
Если по истечении этого срока не представлены указанные справки, сведения о наличии задолженности и обязательств, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования.
Если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами - в течение двух месяцев с момента получения данной информации.
Субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве, влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
Ели в течение тридцати пяти рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в регистрирующий орган поступила письменная информация от органов Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов в пределах компетенции о выявленных фактах совершения правонарушений субъектами хозяйствования, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о фактах совершения правонарушений их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации (прекращения деятельности).
Субъект хозяйствования исключается из ЕГР при получении регистрирующим органом информации от вышеуказанных государственных органов, о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений субъектами хозяйствования, их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) субъекта хозяйствования (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлении субъектом хозяйствования в регистрирующий орган документов, подтверждающих погашение задолженности.