Преимущества и пример использования технологии VMI
Реализация программы VMI в зависимости от условий и установленных договоренностей может быть как выгодной для обеих сторон, так и невыгодной для одного из контрагентов цепи поставок.
Выгоды для клиента следующие.
1. Сокращение запасов. Это наиболее очевидная выгода от использования VMI. Страховой запас заменяется информацией о спросе и поэтому сокращается. Теперь у клиента в запасе есть то, что нужно, так как поставщик отслеживает спрос тогда, когда надо клиенту за счет лучшего планирования.
2. Сокращается дефицит (stock-outs). Поставщик отслеживает движения запасов и отвечает за наличие продуктов у клиента. Так как информация о спросе теперь доступна поставщику, ему легче обеспечить наличие именно требуемых товаров, что ведет к повышению удовлетворенности клиентов.
3. Сокращаются трудозатраты на прогнозирование и закупочную деятельность. Клиент в ситуации VMI не несет затрат на размещение заказов и прогнозирование, если поставщик взял себя это обязательство.
4. Увеличение продаж. Если у клиента всегда есть нужный товар в нужное время, то уровень удовлетворенности клиента растет и продажи увеличиваются.
Выгоды для поставщика следующие.
1. Повышение доступности информации о спросе приводит к лучшему прогнозированию и планированию поставок (производства) . При работе без использования VMI поставщик часто не знает точно, когда и в каком объеме их клиент будет размещать заказ на пополнение запасов. Чтобы удовлетворить спрос клиента, поставщику надо держать избыточные страховые запасы. При прозрачном спросе поставщик может этого не делать.
2. Сокращение ошибок в заказах. Так как поставщик сам определяет, что и когда поставлять, сокращается количество ошибок в заказах и возвратов.
3. Улучшение уровня обслуживания.
4. Установление партнерских отношений с клиентом в цепи поставок.
Ниже приведена практическая ситуация использования технологии VMI на примере компании "Whitbread beer company" (WBC).
Пример использования технологии VMI[1]
WBC – пивоваренное отделение Уитбредской компании, занимающейся пивоварением и розничной продажей спиртных напитков. Компания является одной из ведущих пивоваренных компаний Великобритании, обладающей обширным портфелем заказов пабов, сети ресторанов и отелей. Также компания является крупнейшим владельцем патента (лицензии) на право распространения своей продукции через торговые точки, расположенные на главных улицах крупных городов Великобритании. В связи с постановлением комиссии по образованию монополий от 1992 г. капиталовложения в пивоваренное дело были формально отделены от прибылей с розничной торговли. Тем не менее данная пивоваренная компания продолжает регулировать предложение и контролировать сферу производства третьей стороной спиртных напитков, предназначенных для оптовой и розничной продажи, осуществляемой компанией. Под ее контролем также находится розничный сбыт продукции через магазины с сетью филиалов и бакалеи. Постоянно меняющийся на рынке спрос говорил о том, что WBC, наряду с большей частью своих конкурентов, разнообразила портфель заказов продукции, но распространение новых марок создало затруднения в производственной сфере пивоваренного бизнеса, что связано с увеличением партий продукции. Давление, направленное на оптимизацию производства, могло привести к увеличению запасов готовой продукции, которые станет трудно отслеживать в разветвленной системе сбыта. Это, в свою очередь, могло снизить качество товара (в особенности находящихся в небольшом количестве, но при этом пользующихся большим спросом марок), что связано с условиями хранения.
Чтобы развить более эффективную и динамичную систему связей с поставщиками, компания WBC начиная с 1990-х гг. занялась постепенной реорганизацией и рационализацией структуры снабжения спиртными напитками. Везде, где это было возможно, запасы продукции конечных точек продаж были объединены и отправлены обратно в распределительную сеть. Между тем поставки товара со складских помещений компании в 3850 пабов и гостиниц, а также в торговые точки, расположенные на 1524 главных улицах, были осуществлены своевременно. В 1995 г. снижение цен на пиво на рынке сбыта заставило WBC изучить возможность дальнейшего снижения запасов в пределах своей собственной распределительной сети за счет ходатайства основных поставщиков спиртных напитков о перепродаже акций в обмен на соглашение о совместном управлении запасами.
По экспериментальной программе Уитбредская компания предоставила американской компании "Anheuser" 13-недельный прогноз с ежедневными сведениями о запасах продукции "Anheuser" в каждом из Уитбредских распределительных центров. Эта информация сообщала компании "Anheuser", что Уитбредская компания планировала продать и что уже было продано. Компании "Anheuser" позволялось решать, какие товары отгружать и в каком количестве. Это обеспечивало нормы запасов на территории складских помещений (около 2–4 дней) и, соответственно, ассортимент продукции был полностью оговорен. Такая динамичность позволяла поставщику управлять своей продукцией и наиболее эффективно планировать ее транспортировку. В качестве гарантии доставки от Уитбредской компании требовалось предупреждать заказчика о получении товара за 24 часа до момента его получения. Можно отметить, что за год торговли по технологии VMI не было ни одного случая, приведшего к изменению заведенного поставщиком порядка.
Применение VMI-технологии снизило срок хранения Уитбредской компанией продукции компании "Anheuser" с 8 до 4 дней, в то время как уровень обслуживания возрос с 98,6 до 99,3%. Тот факт, что Уитбредская компания занимается выпуском продуктов-субститутов, дал компании "Anheuser" стимул не допускать случаев дефицита. Некоторые запасы были перемещены к поставщику, но в целом уровень запасов в системе был снижен. Компания "Anheuser" получила выгоду от доступа к лучшим прогнозам и информации о продажах, а также лучшего использования активов. Как VMI-поставщику компании "Anheuser" оказывалось предпочтение в распределении первоочередных поставок и разрешалось полностью загружать грузовики разнообразным ассортиментом продукции. Регулярность и объем партий (отправок) – три за день в каждый из пяти Уитбредских центров распределения – достигались за счет того, что дальнейшая транспортировка осуществлялась посредством обратной загрузки автомобилей.
В июле 1996 г. Уитбредская компания провела конференцию с семеркой основных поставщиков, целью которой был обмен опытом, полученным во время существования пилотной программы "VMI – Anheuser", а также планировалось обсудить вопрос о ее продлении. Основные поставщики (составляющие 10% от всех поставщиков), обеспечивали приблизительно 50% от стоимости всех Уитбредских запасов, 60% объема продаж, 55% объемов по счетам и 80% стоимости товарной продукции. Уитбредская компания оценила, что развертывание программы VMI, включая остальных 6 поставщиков, приведет к возрастанию сбыта продукции на 1,4 млн долл. Кроме того, меньшие уровни запасов означают меньшее количество складов и меньшее количество распределительных центров, результатом чего явится дополнительное сбережение активов компании.
К концу 1996 г. два ведущих Уитбредских поставщика – производитель легких (безалкогольных) напитков "Britvic" и пивовары- конкуренты "Guinness" – присоединились к компании "Anheuser" с полным совместным управлением запасами (VMI) между ними и Уитбредской компанией. Также в число крупнейших поставщиков Уитбредской компании входит компания "Bass" со своей технологией пивоварения и долей с прибылей пабов, что означает, что компания "Bass" одновременно является и поставщиком, и конкурентом, и заказчиком Уитбредской компании. Тем не менее компания "Bass" осуществляет работу, направленную на приобретение статуса управляющего запасами поставщика Уитбредской компании. Оставшихся основных поставщиков планировалось вовлечь в программу VMI к июню 2000 г. Выравнивание своих основных поставщиков напитков – главное преимущество Уитбредской компании, но компания также изучает возможность расширения программы VMI, чтобы включить поставщиков сырья, увеличивая число VMI-поставщиков. Для повышения эффективности координации работы с поставщиками Уитбредская компания инвестировала крупные средства в информационную ЭОД-систему.