Преемственность и внутренняя позиция школьника
Изменения социальной ситуации развития современных детей привели к изменениям внутренней позиции школьника (ВПШ). Л. И. Божович под внутренней позицией понимала единую систему действующих мотивов по отношению к окружению или какой-либо его области (например, "широкие социальные мотивы учения" применительно к школьной жизни), осознание себя, а также отношение к себе в контексте окружающей действительности. Психологи, начиная с Л. И. Божович, считают внутреннюю позицию школьника итоговым новообразованием дошкольного детства и центральным моментом в структуре личностной готовности к школе. Преемственность дошкольного и начального образования обеспечивается, в том числе, формированием внутренней позиции школьника у детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Так же, как и границы и формы самостоятельности ребенка в учебной деятельности, внутренняя позиция школьника имеет культурно-исторические основы, заданные социальной ситуацией развития ребенка. Одна из них – нормативный характер перехода в школу детей, когда они достигают возраста 6–7 лет. Еще Л. И. Божович в конце 1970-х гг. отметила, что резко увеличилось число детей этого возраста, которые нс мечтают пойти в школу и начать учиться (т.е. детей, у которых отсутствует один из важнейших аспектов внутренней позиции школьника). То обстоятельство, что у детей пропадает желание стать школьниками, Л. И. Божович объясняла двумя причинами. Во-первых, это трудность учения в школе, о которой ребенок слышит от окружающих и видит по жизни старших детей. Второй причиной она считала начало достаточно серьезного обучения уже в детском саду, в результате чего мотивы обучения чтению и письму оказываются к моменту перехода в школу частично удовлетворенными. Первая причина не изменилась существенно за последние десятилетия. Зато вторая причина за прошедшие годы стала гораздо более обширной и многообразной в своих проявлениях и занимает одно из первых мест среди причин негативного отношения к школе у современных 6–7-летних детей. Вариативность современного образования и снижение профессиональной квалификации учителей начальной школы (связанное с негативными явлениями в экономике и политике, которые привели к падению престижа профессии учителя и оттоку из начальной школы многих наиболее квалифицированных педагогов) привели к возрастанию требований школы к знаниям, умениям и навыкам детей. В результате повышения этих требований многих детей начинают готовить к школе едва ли не с трехлетнего возраста. Отмеченная дидактизация дошкольного образования приводит к тому, что у детей 6–7 лет мотив "стать школьником" оказывается в значительной степени удовлетворенным. Родительские долженствования выступают в данном случае как внешние источники познавательной и учебной мотивации ребенка, что приводит к отсутствию необходимости в формировании внутренних мотивов. В результате, как отмечают многие практические психологи, (например, Н. И. Гуткина, 2004) для современных первоклассников становится распространенным вариант развития, при котором высокий уровень интеллектуальной готовности ребенка сочетается с низким уровнем личностной готовности к школе, т.е. с несформированной (частично или полностью) внутренней позицией школьника.