Предыстория
В 1979 г. компания Sony заложила первый камень в основание всей отрасли, выпустив первый в мире портативный кассетный плеер Sony Walkman. Через пять лет, снова первой, Sony анонсировала портативный плеер на цифровом носителе – CD.
Наконец, в 1992 г. компания начала осваивать новый рыночный сегмент – первой ввела в портативную технику технологию сжатия аудиоданных в лице Mini-disc-плеера с поддержкой формата ATRAC.
Характерно, что безусловный успех сопутствовал Sony, когда она использовала открытые форматы, будь то компакт-кассета или CD-диск. Популярность ее собственной разработки, Mini-disc, была куда ниже.
К 1998 г. (менее чем за 20 лет) Sony трижды становилась первой в мире в области производства портативных аудиоплееров и уже порядка 7 лет продвигала собственный формат Mini-disc как замену традиционным CD-накопителям. Результаты были разными – в Японии и части Европы Mini-disc сумели завоевать определенную популярность, но главный рынок – США пока оставался недосягаем для данного продукта. Несмотря на это, многие эксперты смотрели в будущее указанного формата с оптимизмом, веря в способности Sony на ниве инноваций и маркетинга.
Как и абсолютное большинство крупных компаний, Sony серьезно недооценила возможности Интернета, в том числе на аудиорынке. Само по себе это не было трагедией – все конкуренты были примерно в таком же положении. Весь вопрос стоял в том, насколько быстро компания сможет наверстать упущенное. А происходящее на рынке недвусмысленно подсказывало японской компании, что действовать надо быстро, так как сначала корейская Saehan и американская Diamond Multimedia, выпустив плееры на флэш-памяти, впервые в истории портативного аудио оставили Sony без титула "первая в мире", а в следующем году это достижение повторила корейская Ilango с лицензированным у Compaq первым в мире плеером на жестком диске.
Такое стремительное развитие событий застало Sony врасплох и поставило в довольно сложное положение. Новые портативные аудиоплееры проигрывали незащищенный формат MP3, который считался самой страшной угрозой индустрии звукозаписи. О выпуске аналогичных изделий от Sony Group, в состав которой в числе прочих входила одна из крупнейших звукозаписывающих компаний Sony Music, не могло быть и речи[1].
Поэтому уже в конце 1998 г., чтобы найти способ загнать "джина" под названием MP3 в бутылку лицензионной музыки, крупнейшие игроки аудио и компьютерного рынка создали группу, получившую название SDMI. Sony проявляла здесь едва ли не наибольшую активность, и уже в конце 1999 г. миру были показаны первые плоды трудов группы.
или Walkman?
Под каким флагом выпускать в плавание новое поколение устройств? Для Sony в 1999 г. это был не праздный вопрос. С одной стороны, портативный плеер, как тогда было модно говорить "интернет-музыка", был намертво связан с персональным компьютером, сетью Интернет. Для подобной продукции у Sony с 1996 г. существовал бренд VAIO. С другой стороны, это все-таки были портативные аудиоплееры, а такая продукция от Sony уже более 20 лет была известна миру как Walkman.
В итоге было принято компромиссное решение: в конце 1999 г. Sony анонсировала новое поколение цифровых портативных плееров под обоими суббрендами.
Аппараты были разделены между VAIO и Walkman по казавшемуся тогда достаточно разумному принципу. Плееры под маркой Sony VAIO стали частью концепции VAIO Gear – широкой линейки аксессуаров и сопутствующих устройств для ноутбуков и ПК VAIO. Они были предельно компактными и имели лишь встроенную флэш-память в качестве накопителя. Их дизайн имел явно "аксессуарные" мотивы, равно как и название – VAIO Music clip – "музыкальная скрепка".
Суббренд Walkman получил приставку "Network" – "сеть" как свидетельство того, что устройство предназначено для "сетевых", сжатых аудиоформатов. Память о неудаче Mini-disc нс помешала Sony сделать сердцем новых Walkman очередной закрытый носитель, на этот раз им стали карты памяти Memory Stick.
Объединяли оба типа драконовские методы защиты авторских прав. Плееры проигрывали исключительно закрытый формат Sony ATRAC3, дополнительно защищенный системой ORM от Sony, OpenMG. Прослушать на плеере МРЗ-файл можно было, только перекодировав его в ATRAC с помощью комплектного программного обеспечения. На компьютерах того времени этот процесс занимал до пяти минут для одной песни средней продолжительности, и это не считая примерно трех минут на копирование.