Предварительный проект документа о морской перевозке грузов
В правовом регулировании международных морских перевозок грузов имеется ряд пробелов, противоречий, отсутствуют единообразные подходы к решению некоторых весьма существенных вопросов, в частности к осуществлению и документационному обеспечению транспортных операций по перевозке грузов из порта в порт; отсутствует четкая взаимоувязка условий перевозок морскими и другими видами транспорта при смешанных перевозках; имеет место нестыковка многочисленных элементов между различными видами договоров, применяемых в международной торговле и международной перевозке (например, договорами купли-продажи, перевозки груза, страхования, экспедирования грузов и др.).
Практика применения международных конвенций и соглашений, регулирующих морские перевозки грузов, а также национального законодательства указывает на наличие нескольких основных проблем, касающихся несовершенства их норм и институтов.
Во-первых, отсутствует унификация в регулировании основ международных перевозок грузов морским транспортом.
Во-вторых, налицо существенные пробелы в регламентации таких вопросов, как функционирование коносаментов и морских накладных, связь этих транспортных документов с правами и обязанностями отправителя, перевозчика, получателя, с одной стороны, и с правами и обязанностями продавца и покупателя перевозимых товаров – с другой.
В-третьих, имеются различные подходы в решении вопросов ответственности в области морских перевозок грузов.
В-четвертых, фактически неурегулированы, а в лучшем случае урегулированы фрагментарно, правила использования электронно-вычислительной техники при осуществлении перевозок грузов и оформления перевозочных документов.
Указанные причины явились основополагающим фактором для разработки рабочей группой III (Транспортное право) Комиссии ООН по праву международной торговли в апреле 2002 г. Предварительного проекта документа о морской перевозке грузов. В этом документе предпринята попытка разработки единых унифицированных правил международной морской перевозки грузов.
Основные цели подготовки данного документа сформулированы в его преамбуле. Это восполнение пробелов в регулировании организации и осуществления международных перевозок грузов морским транспортом, устранение противоречий в отдельных положениях международных конвенций и соглашений по морской перевозке грузов, выработка положений, обеспечивающих универсальность договоров перевозки независимо от того, применяются они к одному, например морскому, транспорту или нескольким видам транспорта; использование новых технологических решений, в том числе электронно-вычислительной техники, при перевозке грузов морским транспортом.
В процессе разработки Предварительного проекта были собраны и обобщены мнения по проблемам международной морской перевозки грузов правительств ведущих морских государств, ряда авторитетных международных организаций, представляющих коммерческие секторы, которые занимаются морскими перевозками грузов, а также таких организаций, как ММК, МТП, Международный союз морского страхования (МСМС), Международная федерация транспортно-экспедиционного страхования (МФТЭС), Международная палата судоходства (МПС) и Международная ассоциация портов и гаваней.
Структура и наименование глав Предварительного проекта соответствуют поставленным целям. Так, в первую очередь обращают на себя внимание главы, в которых регулируются узловые вопросы организации и осуществления международных морских перевозок грузов (гл. 2 "Электронная связь", гл. 4 "Период ответственности", гл. 5 "Обязательства перевозчика", гл. 6 "Ответственность перевозчика", гл. 7 "Обязательства грузоотправителя по договору", гл. 9 "Фрахт", гл. 11 "Право распоряжаться грузом", гл. 13 "Право предъявления иска" и гл. 14 "Срок исковой давности".