В США предусмотрены пособия по безработице
В соответствии с Законом "О социальном обеспечении" была создана и поныне действует система страхования по безработице, существующая в рамках государственно-правового регулирования. В американской системе страхования по безработице отсутствует единый общенациональный принцип страхования.
На федеральное правительство возложено лишь формулирование общих принципов страхования, а определение получателей пособий, порядок их начисления и получения, размеры и сроки выплат находятся в ведении штатов.
Этой системой пользуются почти все получающие зарплату, а также те, кто потерял работу в результате целенаправленных действий предпринимателей или вследствие стихийных бедствий. В последние годы действие системы стало распространяться на работников, стоящих на нижних ступенях социальной лестницы, например на некоторые категории сельскохозяйственных рабочих, постоянно мигрирующих рабочих и наемную домашнюю прислугу.
Государственная система страхования по безработице предусматривает образование специальных фондов за счет увеличения налогов, выплачиваемых предпринимателями (на 96%), а в ряде штатов и трудящимися.
Взимание налогов и формирование фонда социального страхования осуществляют органы социального обеспечения штатов. Поступающие средства перечисляются на депозиты фонда федерального страхования по безработице, с которых штаты берут средства на выплату пособий по безработице. Для получения пособия рабочий должен соответствовать так называемым квалификационным требованиям. К их числу относится прежде всего "квалификационный заработок". Эти ограничения сужают возможности трудящихся получать пособия, особенно это касается тех, которые получают низкие заработки или несколько раз в год теряют работу.
Чаще всего страдают национальные меньшинства, подверженные дискриминации на рынке труда и получающие наименее оплачиваемую работу.
Для большинства штатов для получения пособия необходимо проработать в течение определенного срока (обычно одного года) и получать минимальную для этого года зарплату (в 1992 г. – не ниже 14 686 долл.).
Безработный должен лично подать заявление в бюро выдачи пособий по безработице. Таких бюро насчитывается по стране 1800, они расположены в каждом штате.
При подаче заявления в бюро безработный должен сообщить сведения о последнем месте работы, о проработанном времени и о причинах потери места. Служащие бюро проверяют эту информацию у работодателя, чтобы убедиться, что проситель имеет право на пособие.
Как правило, если работника увольняют по его вине или он уходит по собственному желанию, он не имеет права на пособие. Правда, в некоторых штатах его выплачивают при определенных обстоятельствах, например при переезде семьи в другое место. Поскольку толкование этих вопросов целиком и полностью находится в ведении администрации предприятий, то права трудящихся в такой ситуации могут быть значительно ущемлены и руководство компании, пользуясь подобным предлогом, может избавиться от неугодных рабочих.
Почти во всех штатах основное пособие выплачивается в течение 26 пед. Получатель пособия должен являться в бюро регулярно, каждые 6–10 нед., и сообщать, что работа еще не найдена, хотя ведутся активные поиски. В бюро работодатели получают буклеты, в которые они заносят сведения о работодателях, к которым они обращались в поисках работы (подавались заявления независимо от перспектив получения работы).
Предполагается, что безработный согласится на любую работу, соответствующую его квалификации или опыту; т.е. от инженера не требуется, чтобы он устроился чернорабочим. Помощь безработному полагается через неделю после потери работы, хотя чек на определенную сумму приходит 2–3 нед. спустя. Пособие составляет в среднем 50% среднего недельного заработка, получаемого до увольнения (примерно 220 долл.). В некоторых штатах предполагается доплата па иждивенцев безработного. Выплата наличных денег позволяет уволенным рабочим рассматривать их не в качестве долгосрочной замены их дохода, а как средство первой и необходимой защиты от экономических последствий потери работы. Эти деньги позволяют им сводить концы с концами, пока положение не улучшится. По мнению большинства безработных, получающих пособия, причитающаяся им сумма денег позволяет расплачиваться за жилье и самое необходимое.
Чтобы получать пособие в течение всего периода его выплаты, рабочие должны сохранять способность к труду и готовность приступить к работе в любой момент. Безработный может быть лишен пособия, даже если он отвечает "квалификационным требованиям", но ушел с работы без уважительной причины или уволен за плохое поведение, участие в беспорядках.
Как считают многие американские исследователи, пособия для тех, кто длительное время лишен работы, стали своеобразной формой платы за маргинализацию. И такая продолжительная социальная изоляция в обществе может иметь необратимые последствия для многих лишившихся работы в периоды кризисов и технической реорганизации производства. Многие из них не могут выбраться из этого бедственного положения, на многие годы попадая в категорию получателей социальной помощи. Необходимо создавать условия для включения этих людей в трудовую деятельность, для достижения их профессиональной и социальной мобильности.
В США наряду с программами социальной помощи действуют программы, предполагающие те или иные виды обучения и профессионально-технической подготовки. К числу важнейших можно отнести государственные программы социальной помощи семьям с детьми в США. В основном данные программы нацелены на бедные семьи, имеющие доход ниже черты бедности. Одна из наиболее крупных по ассигнованиям и по времени действия государственных программ – Aid to families with dependent children – "Помощь семьям с иждивенцами-детьми" (ПСИД). Программа была введена еще при президенте Рузвельте в 1935 г. как составная часть системы социального обеспечения и получила силу закона. Ее суть состояла в выплате пособий наиболее нуждающимся семьям с детьми из средств федерального бюджета. Первоначально программа охватывала в основном семьи, потерявшие кормильца в связи с его смертью. Затем круг получателей был значительно расширен. Помощь оказывается в виде выплат наличными деньгами, им также предоставляется ряд бесплатных услуг для поддержания и укрепления семьи. Помощь выплачивается семьям, где ребенок (до 18 лет) живет с одним родителем или другим родственником и учится в школе или профессионально-техническом училище.
Если ребенок рожден вне брака, одинокая мать обязана предоставить властям штата всю информацию, которая может способствовать установлению отцовства и нахождению отца ребенка с целью взыскания с него алиментов, а также сообщать в административные органы штата о получении от отца средств на ОГЛАВЛЕНИЕ ребенка.
Каждый получатель помощи по программе ПСИД обязан принимать участие в программе "Трудовой почин" (Work Initiative), которая предусматривает различные виды трудовой деятельности или профессиональное обучение, а также поиски работы. Институциональное обучение по программе не должно превышать больше года. Не участвовать в программе "Трудовой почин" имеют право лишь учащиеся, больные и пожилые, родители детей до шести лет, беременные начиная с седьмого месяца, лица, ухаживающие за больными, работающие (минимум 30 ч в неделю), а также когда один из двух родителей принимает участие в трудовом почине.
При отсутствии уважительных причин те, кто отказывается от участия в "Трудовом почине", лишаются пособия. Пособия может лишиться вся семья, если основной кормилец в полной семье отказывается подчиниться. За первый отказ период неуплаты пособия составляет три месяца. За каждый последующий – шесть месяцев.
Администрация штата может потребовать от получателей пособий по программе ПСИД трудового участия в других программах, таких как "Опыт общинных работ" (Community Work Experience) и т.п., организуемых Управлением благосостояния штата (State welfare agency). За неучастие в них наказания те же, что отмечались выше.