Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Рассмотрение всего спектра чрезвычайных ситуаций позволяет выделить некоторые присущие им общие особенности, к числу которых относятся:

• принципиальная невозможность полного исключения вероятности возникновения ЧС;

• непредсказуемость точного времени и места появления ЧС, а также их конкретного вида;

• необходимость достаточного финансирования профилактических работ и обязательность замены устаревших или выработавших гарантийный срок видов оборудования, электропроводки, защитных устройств до возникновения техногенных ЧС;

• необходимость подготовки населения и территорий опасных районов к возникновению наиболее вероятных и тяжелых ЧС;

• обязательность практического обучения людей действиям и навыкам использования СИЗ при угрозе и возникновении ЧС;

• необходимость поддержания в готовности всех элементов системы связи и управления ГОЧС, а также периодического проведения учений по отработке совместных действий всех звеньев МЧС;

• максимальная информированность людей об угрозе возникновения ЧС, этапах и параметрах ее развития;

• предельная скорость выдвижения сил и средств ГОЧС для спасения людей, пострадавших при возникновении ЧС, а также оказанию им экстренной медицинской помощи и эвакуации;

• концентрация всех необходимых сил и средств ГОЧС для круглосуточного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) по ликвидации последствий ЧС.

Перечисленные принципы организации мер предупреждения и ликвидации ЧС, включая в себя и базовые принципы функционирования РСЧС, позволяют выделить аспект заблаговременных, превентивных действии всех эксплуатационных служб как основной в их повседневной работе, позволяющий с наименьшими затратами минимизировать ущерб от возникновения вообще любых ЧС.

Исполнение всех необходимых действий по обеспечению высокой эффективности системы защитных мероприятий в условиях угрозы и возникновения ЧС возлагается на руководителей предприятий и объектовых служб ГОЧС, глав местных администраций и муниципальных образований, руководителей субъектов Российской Федерации, руководителей министерств, агентств и служб во главе с Председателем Правительства Российской Федерации.

По своей сути вся система мер по предупреждению ЧС и защите от них населения и территорий включает в себя несколько основных блоков действий, к числу которых относятся:

• формирование структуры и детализированного алгоритма действия системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

• профилактика и предупреждение максимального числа причин возникновения наиболее вероятных ЧС;

• заблаговременная подготовка и поддержание готовности системы защитных мер от возникновения наиболее вероятных ЧС;

• обучение населения, служебного персонала объектов основным действиям при угрозе и возникновении наиболее вероятных ЧС;

• отработка действий аварийных бригад объектов, спасательных команд и военизированных подразделений ГОЧС по ликвидации последствий возможных ЧС на конкретных объектах инфраструктуры.

Каждый из указанных программных блоков действий, в свою очередь, содержит в себе целый комплекс необходимых мероприятий, которые должны быть заранее сформированы, детализированы, доведены до автоматизма исполнения и поддерживаться в состоянии постоянной готовности к реализации при наступлении ЧС. Основной упор во всех перечисленных блоках действий должен быть сделан на заблаговременном, предупредительном характере всех мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Последнее обстоятельство оказывается чрезвычайно важным, поскольку, лишь отойдя от стратегии "латания дыр" уже возникших ЧС и перейдя к стратегии их профилактического предупреждения при поддержании постоянной высокой готовности защитных мер, можно реально повысить уровень безопасности населения и территорий в Российской Федерации.

В целом совершенно понятно, что до тех пор, пока в Российской Федерации не будет кардинально пересмотрена общая стратегия соотношения расходов на предупреждение и ликвидацию ЧС в пользу превентивных затрат на профилактическое обновление технических систем, страна будет и дальше продолжать нести непомерный груз затрат на ликвидацию последствий техногенных катастроф.

Рассматривая различные аспекты предупреждения ЧС, необходимо затронуть еще один вопрос, связанный с существующей в РСЧС градацией состояний готовности к возникновению ЧС. Принятая сейчас трехуровневая система режимов функционирования РСЧС (без учета ЧС – всего два режима) включает режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации (уже при ее наступлении).

Практика показывает, что наличия лишь одного уровня повышенной опасности и, соответственно, готовности системы защитных мер в настоящее время уже недостаточно, поскольку степень угроз ЧС в техногенной, природной и социальной сферах жизнедеятельности должна адекватно отражаться в состояниях РСЧС, а возможностей для этого просто не предусмотрено.

В связи с появлением целого ряда сравнительно новых видов угроз, в том числе террористического характера, нахождение общества и РСЧС в состояниях либо повседневной деятельности (т.е. полной успокоенности), либо повышенной готовности (т.е. полной мобилизации) без всяких промежуточных состояний уже не обеспечивает в достаточной мере безопасность жизнедеятельности человека.

В качестве модернизированной современной системы степеней готовности РСЧС к отражению угроз возникновения ЧС целесообразно использовать четырехуровневую цветовую систему градаций уровней опасности, принятую в настоящее время в США и во многих странах Европы после событий 11 сентября 2001 г., аналогичную существующим у нас уровням готовности сил и средств ГО:

"зеленый" уровень, соответствующий режиму повседневной деятельности населения и предприятий (повседневная готовность сил и средств ГО);

"желтый" уровень, соответствующий состоянию каждодневной опасности и настороженности, не выходящей за рамки обычного поведения населения, обычной работы предприятий и предполагающей повседневные высокие меры защиты и безопасности (первоочередные мероприятия 1-й группы готовности ГО);

"оранжевый" уровень, соответствующий состоянию повышенной опасности из-за усиления степени угрозы возникновения ЧС и требующий активизации дополнительных мер защиты и безопасности (первоочередные мероприятия 2-й группы готовности ГО);

"красный" уровень, соответствующий очень высокой степени угрозы, связанной с реальной опасностью возникновения (но еще не наступившей) ЧС и необходимостью активизации чрезвычайных мер защиты и безопасности (общая степень готовности ГО).

При наличии подобной дифференцированной системы градации уровней опасностей само возникновение ЧС оказывается намного более ожидаемым для населения событием, а его негативные последствия характеризуются меньшим числом жертв и ущербом.

Дополнительные "желтый" и "оранжевый" уровни опасности делают систему защитных мер и поведение населения более адекватными реально возрастающей степени угроз и готовыми к соответствующему отклику на них, позволяя реализовать тем самым обществу и государству стратегию "предупреждения причин ЧС".

Для сравнения: действующая до сих пор в Российской Федерации система защитных мер противодействия ЧС основана на использовании лишь традиционных "зеленого" и "красного" уровней функционирования РСЧС и по сути реализует общепринятую у нас стратегию "ликвидации последствий ЧС", что и продемонстрировала энергетическая катастрофа, случившаяся в Москве и прилегающих к ней областях в конце мая 2005 г.

К числу мероприятий, осуществляемых силами и средствами ГОЧС при ликвидации последствий практически любых ЧС, относятся следующие основные действия, лежащие в основе АС и ДНР:

• разведка очага поражения, дающая информацию о характере и масштабах ЧС;

• локализация очага поражения, спасение людей из горящих зданий и сооружений;

• вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение людей из-под завалов;

• оказание пострадавшим первой медицинской помощи, их эвакуация из зоны поражения;

• санитарная обработка людей, обеззараживание техники и территорий в зоне поражения;

• расчистка в завалах путей движения транспорта и строительной техники, обустройство таких путей на зараженных территориях;

• укрепление или обрушение строительных конструкций, препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

• локализация аварий коммунальных и энергетических систем, их восстановление и подключение.

В целом ликвидация последствий ЧС считается завершенной по окончании всех АС и ДНР, в ходе которых спасены все пострадавшие люди, найдены жертвы ЧС и восстановлена работоспособность основных коммуникаций.

В дальнейшем производят окончательную расчистку завалов и вывоз разрушенных фрагментов строительных конструкций, намечают общий план необходимых строительно-восстановительных работ и осуществляют его реализацию в заданные сроки с привлечением к этим работам специализированных проектных и строительно-монтажных организаций.

Выводы

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние или обстановка на определенной территории, сложившиеся в результате катастрофы или стихийного бедствия и повлекшие человеческие жертвы, значительный ущерб здоровью людей или окружающей природной среде.

По сфере возникновения различают техногенные, природные (физические, биологические), социальные и комбинированные ЧС. По масштабам последствии их делят на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. По структуре развития ЧС имеют следующие основные фазы: накопления отклонений, инициирующего события, активного развития, действия остаточных и вторичных поражающих факторов, активной ликвидации последствий.

Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) имеет следующие структурные уровни: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Основными направлениями деятельности РСЧС являются профилактика и предупреждение возникновения ЧС (как основное и способное снизить ущерб от ЧС), аварийно-спасательные работы и ликвидация последствий ЧС.

Система градации состояний угрозы ЧС, принятая в РСЧС, требует большей дифференциации и введения дополнительных уровней угроз.