Предупреждение анархическо- индивидуалистических деяний
Предупреждение преступлений данной группы реализуется главным образом путем воздействия на несовершеннолетних и молодежь. Нарушение правил дорожного движения, хулиганство, вандализм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, которые доминируют в рассматриваемой группе деяний, как правило, совершаются именно этими субъектами. Специально-криминологическое предупреждение связано с индивидуальной профилактикой, направленной как на лиц, уже совершивших антиобщественные посягательства анархическо-индивидуалистической мотивации, так и на лиц, имеющих криминальную направленность. В первом случае предупреждается рецидив, во втором – первичное преступление. Прогностические выводы, сделанные на основании изучения поведения лица и реальных условий его жизни и деятельности, позволят точнее определить оптимальные пределы соответствующих мер, не сводя их к постфактумным воздействиям за совершенные проступки и не растворяя в общей воспитательной работе.
Вопросы, связанные с пределами вторжения в личную жизнь профилактируемого, а также права и обязанности должностных лиц и общественности по предупреждению рассматриваемых деяний ранее регулировались правом, сейчас же такое регулирование отсутствует. Тем не менее есть определенные предпосылки восстановления профилактической работы на новом уровне.
Разработана и выполняется программа антикризисных мер, которая имеет большой профилактический потенциал. Реформируется система государственной службы, активизируется деятельность прокуратуры в отношении соблюдения прав граждан со стороны должностных лиц, чиновники федерального, а также регионального и муниципального уровней стали чаще привлекаться к уголовной ответственности за совершение преступлений. Предпринимаются попытки гуманизации уголовного наказания. Решается вопрос о восстановлении системы надзора за некоторыми категориями бывших заключенных. Формируется общественный контроль содержания телевизионных передач. Разрабатываются проекты об административном аресте для лиц, нарушающих порядок в общественных местах и на улицах. Городские территории постепенно освобождаются от растлевающих молодежь игорных заведений. В некоторых городах и районах создаются добровольные народные дружины. Принят Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Сейчас пока трудно прогнозировать, какова будет эффективность принимаемых мер, но их реализация после многолетнего бездействия обнадеживает.
Предупреждение анархическо-индивидуалистических преступлений среди власть имущих возможно лишь через установление реальной уголовной и административной ответственности виновных лиц, через непримиримость общественного мнения, через усиление контроля со стороны представительных органов, прокуратуры и общественных организаций.
Если в предупредительной работе, особенно индивидуальной, последовательно придерживаться структурной схемы мотивации и руководствоваться принципом, выдвинутым А. Б. Сахаровым, о необходимости соотнесения характера и иерархии предупредительных мер с характером и иерархией причин[1], можно добиться определенных результатов.
Индивидуально-профилактическая работа может быть направлена на два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных объекта: 1) криминогенную среду, в которой находится конкретная личность и 2) личность с анархическими и индивидуалистическими наклонностями. Теоретически система мер индивидуальной профилактики преступного поведения конкретного лица должна включать меры, направленные на позитивные изменения внутренних условий мотивации, и меры, направленные на устранение внешних криминогенных условий мотивации. Однако на данный момент это не обеспеченный правом и потому труднореализуемый подход.
Все предупредительные меры могут осуществляться как на общесоциальном, так и на специально-криминологическом уровне. Индивидуальная же профилактика преступного поведения "представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальнокриминологических мер в отношении отдельного лица или группы конкретных лиц"[2]. Устранить можно лишь те криминогенные обстоятельства, которые негативно воздействуют на личность в данное время или могут оказать на нее воздействие в будущем. Криминогенные факторы прошлого "подвластны" индивидуальнопрофилактическим мерам лишь опосредованно, через коррекцию личности правонарушителя.
На общесоциальном уровне происходит дальнейшее устранение или снижение действия антисоциальных источников преступления. Вот что писали об этом К. Маркс и Ф. Энгельс: "Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами. Если человек несвободен в материалистическом смысле, т.е. он свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою индивидуальность, то должно не наказывать преступления отдельных лиц, а уничтожить антисоциальные источники преступления и предоставить каждому необходимый общественный простор для его насущных жизненных проявлений. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными"[3]. В условиях либерализации человеческого существования реализация марксистских положений вряд ли возможна. Но совсем отказываться от них в профилактической деятельности, которая в настоящее время имеет тенденцию к восстановлению, видимо, не следует.
Предупреждение преступного поведения осуществляется через улучшение материальных и культурных условий жизни и деятельности социальных групп, через устранение неблагоприятных факторов нравственного формирования личности и других криминогенных обстоятельств, обусловливающих возникновение криминальных мотиваций. В то же время общесоциальные меры, не ориентированные непосредственно на предупреждение преступного поведения конкретных лиц, обезличены. Воспитательно-профилактические воздействия общесоциального уровня "доходят" до отдельного человека через развитие "всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении"[4].
В индивидуальной же профилактике, как в педагогике, общие рецепты малоэффективны. Известный русский педагог К. Д. Ушинский писал: "Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте сообразно этим законам и тем обстоятельствам, в которых вы хотите их приложить"[5]. Предупредить "скатывание" человека к преступлению можно только при глубоком изучении его жизни, деятельности, быта и досуга во взаимной связи с его личностными особенностями, устремлениями и интересами.
Устранение причин возможного преступного поведения есть специфическое, опосредованное через обстоятельства жизни и деятельности воздействие на личность человека, поведение которого в существующих условиях с большой вероятностью может развиваться в криминальном направлении. И это воздействие в большинстве случаев бывает эффективным, так как "изменение системы факторов объективной реальности изменяет мотивы поведения"[6]. Непосредственно влиять на личность субъекта с отклоняющимся поведением можно путем убеждения, а там, где этого требует необходимость, и правомерного принуждения. Опосредованные и непосредственные воздействия взаимосвязаны и в большинстве случаев совместно реализуются в ходе профилактических мероприятий.
Таким образом, только при одновременном воздействии на криминогенные обстоятельства и личность человека можно рассчитывать на успех индивидуальной профилактики. Единство действий в данном случае следует рассматривать как своеобразную модификацию известного педагогического принципа параллельного воздействия на коллектив и личность, разработанного А. С. Макаренко.
Меры по устранению лишь негативных обстоятельств, способствующих совершению преступлений, без непосредственного влияния на личность, несомненно, окажут воздействие на конкретное лицо, но практический эффект от применения такого одностороннего "объективного" подхода, не учитывающего самого человека, будет ниже, чем от применения комплексных мер. Он может быть вообще сведен к минимуму, если воспитатель попытается решать проблему индивидуальной профилактики путем "разрозненной возни с каждым человеком в отдельности"[7], не воздействуя на его окружение и не устраняя тех недостатков в его жизни, которые служат причинной базой отклоняющегося поведения
Индивидуальная работа с профилактируемыми заключается в формировании и утверждении социально полезной направленности доминирующих побуждений с постепенным вытеснением из мотивационной сферы примитивно-бытовых, извращенных, мнимых, нездоровых потребностей, отрицательных эмоций, агрессии, дурных привычек, антиобщественных взглядов и других асоциальных детерминантов, которые ранее преобладали в ее структуре. Таким образом, в конечном счете, решается и проблема предупреждения преступности.
Работа по перестройке мотивационной сферы личности должна быть максимально комплексной. Любое воздействие на личность теряет свою силу, писал В. А. Сухомлинский, если нет сотни других воздействий[8]. "Дисциплина создается не отдельными “дисциплинарными” мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями"[9]. Как любая творческая работа, она не знает универсальных средств на все случаи жизни и требует постоянного поиска новых путей.