Что представляют собой примирительные процедуры?
Понятие примирительных процедур дано в ст. 398 ТК. Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Примирительные процедуры представляют собой способ разрешения коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения. Они проводятся в органах по добровольному примирению.
Рекомендация МОТ № 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.) устанавливает принципы создания и функционирования таких органов. В частности, органы по примирению, создаваемые на смешанной основе, например примирительная комиссия, должны включать в себя равное число представителей от работодателей и работников. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной: сроки рассмотрения спора должны сводиться к минимуму. В ходе разрешения спора МОТ рекомендует воздержаться от проведения забастовок. Все соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, составляются в письменной форме и имеют равную силу с иными договорами и соглашениями сторон, например с коллективными договорами.
Российским законодательством избраны три этапа разрешения коллективного трудового спора и соответственно три органа, которые участвуют в его рассмотрении. Это примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж.
Что считается началом коллективного трудового спора?
Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие "день начала коллективного трудового спора". Разногласия сторон признаются коллективным трудовым спором с того момента, когда становится очевидной невозможность урегулирования их без применения специальных процедур. Началом коллективного трудового спора считается день сообщения работодателем своего решения об отклонении всех или части требований работников или день по истечении установленного для ответа срока (два рабочих дня со дня получения работодателем требований).
Дата составления протокола разногласий в ходе проведения коллективных переговоров не признается началом коллективного трудового спора, т.е. само по себе наличие разногласий не влечет автоматически возникновение спора. Для его начала работникам необходимо выдвинуть требования работодателю в установленном ст. 399 ТК порядке.
Кто представляет интересы работников в коллективном трудовом споре?
Трудовой кодекс не предъявляет особых требований к представительному органу работников, участвующему в разрешении коллективного трудового спора. Согласно ст. 398, 399 ТК это представители, указанные в ст. 29–31, ч. 5 ст. 40 ТК, т.е. профессиональные союзы, их объединения, первичные профсоюзные организации. В том случае, когда в организации нет первичной профсоюзной организации (профсоюза) или она объединяет менее половины работников организации, работники на общем собрании (конференции) могут поручить представление своих интересов при осуществлении социального партнерства другому представителю. Это может быть представительный орган (например, совет трудового коллектива, рабочий совет и т.п.) либо избранный представитель (представители), действующий от имени работников.
Все указанные представители работников вправе представлять их интересы и при разрешении коллективного трудового спора.