Представление информации об операциях налогоплательщиков
Согласно ст. 86 НК РФ кредитные организации обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в кредитных организациях и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Указанные справки могут быть запрошены налоговыми органами в следующих случаях:
– в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей);
– после вынесения решения о взыскании налога;
– в случае принятия решений о приостановлении операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя), приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя) и приостановления переводов электронных денежных средств.
Запросы налоговых органов могут быть направлены в кредитную организацию как в виде обычных писем на бумажных носителях, так и в виде электронных сообщений по электронным каналам связи. Конкретная форма и порядок направления налоговым органом запроса в кредитную организацию устанавливаются ФНС России. В настоящее время форма и порядок направления запроса определяются:
– для бумажных носителей – Порядком направления налоговым органом запросов в банк оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетов), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов, утвержденным приказом ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММБ -7-2/518@);
– для электронных – Порядком представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/520@).
Форма и порядок представления кредитными организациями информации по запросам налоговых органов устанавливаются ФНС России по согласованию с Банком России. В настоящее время действует также Порядок представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов, утвержденный приказом ФНС России от 30 марта 2007 г. № ММ-3-06/178@.
Форматы представления кредитными организациями по запросам налоговых органов информации в электронном виде утверждаются Банком России по согласованию с ФНС России.
Указанные правила представления информации по банковским счетам применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых для осуществления операций инвестиционного товарищества, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.
Кредитные организации обязаны представлять налоговым органам документы и информацию также в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. Но обязанность предоставления документов и информацию в данном случае распространяется на кредитные организации не столько в связи с их банковской деятельностью, сколько в связи с тем, что кредитные организации, обслуживая своих клиентов, обладают информацией об их операциях и сделках. На основании указанной статьи НК РФ налоговый орган вправе истребовать у кредитной организации документы (информацию), касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, как у контрагента налогоплательщика или как у иного лица, располагающего этими документами, информацией, при проведении налоговой проверки, а в случаях необходимости получения информации относительно конкретной сделки – и вне рамок проведения налоговых проверок. У кредитных организаций обычно запрашивается информация о проведении через счета, открытые в ней, каких-либо платежей по сделкам проверяемого налогоплательщика. В этом случае налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета кредитной организации. В поручении должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Налоговый орган по месту учета кредитной организации направляет ей требование о представлении документов (информации), к которому прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Кредитная организация, получившая требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает требуемыми документами (информацией).
Уполномоченные банки обязаны также предоставлять информацию налоговым органам и как агенты валютного контроля в порядке, который рассматривался выше. В данном случае и банки и налоговые органы осуществляют взаимодействие между собой как агенты валютного контроля.
Следует отдельно прокомментировать основания и порядок выполнения кредитными организациями запросов налоговых органов. Как было отмечено выше, законодательство предусматривает следующие основания, предусмотренные ст. 86, 93.1 НК РФ и ст. 23 Закона о валютном регулировании.
1. Ситуация, когда в своем запросе налоговый орган ссылается на ст. 86 НК РФ.
Согласно п. 2 указанной статьи НК РФ кредитные организации обязаны выдавать налоговым органам в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
– справки о наличии счетов в банке;
– справки об остатках денежных средств на счетах;
– выписки по операциям на счетах;
– справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств.
Указанные справки выдаются либо в форме выписок по счетам, либо в форме отдельной справочной информации.
При этом такие справки и выписки кредитные организации обязаны выдавать только в определенных случаях:
1) проведение мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей);
2) вынесение решения о взыскании налога с организации (индивидуального предпринимателя;
3) принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Как правило, запросы налоговых органов делаются со ссылкой на мероприятия налогового контроля, это – проверки камеральные и выездные (при этом нужно помнить, что встречные проверки в настоящее время законодательством не предусмотрены). Мероприятия налогового контроля согласно ст. 88 и 89 НК РФ проводятся налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете. Решение о взыскании налога с организации (индивидуального предпринимателя) согласно ст. 46 НК РФ и решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика согласно ст. 76 НК РФ также выносится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ по основаниям, указанным в данной статье, кредитные организации обязаны выдавать сведения о наличии счетов налогоплательщика в кредитной организации и о наличии денег на этих счетах в виде выписок и справок в произвольной форме по запросу только того налогового органа, в котором данный налогоплательщик (клиент Банка) состоит на налоговом учете. При этом речь идет о предоставлении именно информации, но не документов налогоплательщика или их копий (расчетных документов, карточек с образцами подписей и т.п.).
Поэтому в целях соблюдения требований, предусмотренных ч. 2 ст. 26 Закона о банках кредитная организация обязана отказать в удовлетворении запроса налогового органа в тех случаях, когда запрос со ссылкой на ст. 86 НК РФ содержит требование о предоставлении:
– информации о клиенте или партнере кредитной организации, который не состоит на налоговом учете в данном налоговом органе;
– документов клиента.
2. Ситуация, когда налоговый орган, в котором не стоит на учете ни кредитная организация, ни ее клиент, запрашивает у кредитной организации информацию о сделках самой кредитной организации или о его клиентах, не являющихся налогоплательщиками, стоящими на учете в данном налоговом органе.
Такие ситуации регулируются ст. 93.1 НК РФ, которая предусматривает два вида таких ситуаций:
Первая – предусмотрена п. 1 ст. 93.1 – случаи проведения налоговых проверок в отношении своего налогоплательщика. В этом случае "должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию)". То есть если налоговый орган проводит проверку в отношении своего налогоплательщика, для которого кредитная организация является контрагентом, то он вправе запросить у кредитной организации информацию и документы только о своем налогоплательщике. При этом в запросе должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации). Такие ситуации обычно касаются случаев, когда контрагент кредитной организации не имеет открытого в ней счета. Во всех остальных случаях, на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган обязан запрашивать информацию о налогоплательщике непосредственно у самих контрагентов этого налогоплательщика, но не вправе запрашивать у кредитной организации информацию о контрагентах налогоплательщика.
Вторая – предусмотрена п. 2 ст. 93.1 НК РФ – случаи получения информации о сделках налогоплательщика. В случае если у налоговых органов вне рамок проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки налогоплательщика, который состоит на учете в данном налоговом органе, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. При этом согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ при истребовании информации относительно конкретной сделки в запросе обязательно должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. Также следует учесть, что этот пункт не предусматривает представление документов кредитной организации или клиента, так как речь идет только о предоставлении информации. То есть если налоговый орган интересуется конкретной сделкой налогоплательщика, одной из сторон которой была кредитная организация или которая обслуживалась
кредитной организацией, то налоговый орган вправе запросить у кредитной организации информацию об этой сделке (о проведенных платежах и т.п.) с указанием идентифицирующих сведений о конкретной сделке (стороны, дата и номер договора и т.п.), но не информацию о всех платежах по всем счетам участников сделки.
В обоих вышеуказанных случаях в запросе должна быть сделана ссылка на ст. 93.1 НК РФ. Также налоговый орган, которому должна быть представлена вышеуказанная информация, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ обязан сделать запрос не непосредственно в кредитную организацию, а через налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанная информация, т.е. через налоговый орган, в котором кредитная организация состоит на налоговом учете. Данный налоговый орган, в свою очередь, вправе направить кредитной организации свое соответствующее требование с приложением первоначального запроса "чужого" налогового органа.
Поэтому в целях соблюдения положений ч. 2 ст. 26 Закона о банках кредитная организация обязана отказать в удовлетворении запроса налогового органа в тех случаях, когда запрос сделан в отношении налогоплательщика, который не состоит на налоговом учете в налоговом органе, сделавшем запрос, и при этом запрос:
– содержит требование о предоставлении информации о клиенте или партнере кредитной организации, который не состоит на налоговом учете в данном налоговом органе;
– не содержит ссылку на ст. 93.1 НК РФ;
– сделан не через налоговый орган, в котором состоит на учете кредитная организация;
– не ссылается на конкретное мероприятие налогового контроля или на конкретную сделку своего налогоплательщика;
– содержит требование о представлении документов (а не информации, как указано в п. 2 ст. 93.1 НК РФ) по конкретной сделке.
3. Ситуация, когда налоговый орган ссылается на Закон о валютном регулировании и на свои права как агента валютного контроля.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля согласно абзаца 4 п. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании передают налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России, за исключением случаев, установленных ч. 13 ст. 23 данного Закона.
Тем не менее Банком России названный порядок на настоящий момент не установлен, поэтому по умолчанию остаются только случаи, установленные в указанной ч. 13 ст. 23, согласно которой уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:
– документы, удостоверяющие личность физического лица;
– документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
– документ о государственной регистрации юридического лица - резидента;
– документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
– документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
– документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;
– паспорт сделки;
– таможенные декларации.
То есть речь идет о предоставлении не просто информации, а именно документов (их копий). Следует отметить, что все запрашиваемые документы могут относиться только к резидентам.
При этом специальные требования, которые должны выполняться налоговыми органами при направлении в уполномоченные банки запросов в целях выполнения функций агентов валютного контроля, а именно запрос налогового органа о представлении копий указанных документов согласно ч. 14 ст. 23 Закона о валютном регулировании должен включать информацию:
– о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта;
– об известных налоговому органу сведениях, достаточных для идентификации конкретной валютной операции или предполагаемого нарушения;
– об идентификации резидента;
– о сроке исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
То есть указанная норма Закона о валютном регулировании содержит обязательные требования, которым должен соответствовать запрос налогового органа. Поэтому уполномоченный банк в целях соблюдения требований ч. 2 ст. 26 Закона о банках обязан отказать в удовлетворении запроса налогового органа в тех случаях, когда запрос содержит ссылку на необходимость требуемых документов в целях выполнения функций валютного контроля и проверки соблюдения валютного законодательства и (или) ссылку на ст. 6 или ч. 13 ст. 23 Закона о валютном регулировании, но при этом не соответствует требованиям ч. 14 ст. 23 данного Закона, то есть она:
– не содержит указание на ОГЛАВЛЕНИЕ предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта или
– не содержит сведения об известных налоговому органу сведениях, достаточных для идентификации конкретной валютной операции или предполагаемого нарушения, или
– сделан в отношении нерезидента, или
– содержит требование представить документы, не указанные в ч. 14 ст. 23 Закона о валютном регулировании.