Представление об идеальном "Я"
Влияние общения со сверстниками на представление подростка об идеальном "Я", т.е. об образе, которому хотелось бы соответствовать, особенно значимо для тех подростков, которые отвергают родителей в качестве моделей для построения собственного "Я". В этом случае безусловными эталонами становятся наиболее популярные и сильные лидеры компании, в которую входит подросток: их влияние на ценности и установки молодых людей часто оказывается более значимым, чем влияние родителей, школы, религиозных организаций или любых социальных структур.
Становление взрослой позиции
Следующий важный аспект влияния общения на развитие личности подростка – помощь в становлении новой – взрослой – позиции. Интересно, что первый этап ее становления как раз и составляет отрицание взрослости в традиционном варианте, т.е. отвержение всех ее принадлежностей: моды, увлечений, лексики. Украшения подростков, стиль причесок, музыка и даже ненормативная лексика символизируют дистанцированность от родителей и всего того, что связано с миром взрослых. Но если внимательно всмотреться в это отрицание, то его роль становится понятной. Для подростков главная привлекательность взрослости состоит в возможности неподчинения, свободе от детской зависимости. Они еще не очень понимают, что любая свобода имеет обратную сторону – ответственность, поэтому именно в неподчинении, отвержении законов жизни взрослых видят доказательство своей собственной взрослости.
Кстати, понимание разрушения, отрицания как доказательства собственной силы можно увидеть не только у подростков, но и у некоторых взрослых.
Расширение самосознания подростков через общение в паре
Помимо влияния общения со сверстниками на развитие взрослой позиции необходимо отметить возможность существенного расширения самосознания подростков через общение в паре, т.е. дружбу с однополым партнером. Подросток открывает свой внутренний мир, который определяет его индивидуальную неповторимость. Этот мир еще очень хрупок, и у подростка возникает необходимость в одобрении, принятии его значимым другими, чтобы подтвердить свое право на существование. Кроме того, способность к внутреннему диалогу, т.е. саморефлексии, в раннем подростковом возрасте еще недостаточно развита, поэтому подростку легче рассказывать о себе другому человеку, чем самому размышлять о себе. Как известно, такой внешний диалог является преддверием диалога внутреннего, поэтому можно заключить, что через общение с другом в этом случае осуществляется самопознание подростка.
"У меня много друзей, и нет особых проблем найти, с кем тусануться. В общем, я одна никогда не остаюсь. Это хорошо, но хочется найти настоящего друга, который бы помогал и понимал меня".
Яна, 14 лет
Основная потребность, реализуемая в дружбе, – это потребность в самораскрытии, т.е. стремлении посвятить другого в свои душевные тайны. Однако необходимо помнить, что подросток не только стремится к самораскрытию, но и одновременно оберегает свой внутренний мир от вторжения других, поскольку этот мир является для него неким интимным таинством. Вот почему для подростка столь важна атмосфера безопасности в дружбе, а одним из наиболее значимых качеств друга является умение не предать, сохранить тайну самораскрытия.
"Я очень скрытная. Я видела, как моя сестра переживает из-за своей открытости. Поэтому я боюсь, что я раскрою перед человеком свою душу, а по ней пройдутся грязными сапогами. Хотя внешне я этого никогда не покажу! Пусть лучше меня считают человеком-загадкой".
Ксения, 14 лет
"Друг – это человек, с которым ты общаешься. Друг должен быть один – человек, которому можно довериться.
У меня на самом деле есть один друг и одна подруга, с которой мы еще с первого класса знакомы. Мы с ней как брат и сестра стали. Абсолютное доверие".
Илья, 14 лет
Говоря о подростковой дружбе, необходимо коснуться еще одной ее функции – содействию психосексуальному развитию подростков, что особенно значимо для девочек. Выбор объекта любви часто проходит у подростков так называемую фазу гомосексуального выбора, которая внешне выглядит как страстная дружба, напоминающая влюбленность. Например, на переменах девочки ходят друг с другом обнявшись, пишут друг другу записочки, ревнуют и т.п.
Интересно, что мотивы выбора друзей с возрастом меняются. Младшие подростки, как правило, выбирают друзей на основе общности занятий, т.е. дел, которыми можно вместе заниматься. Для старших бо́льшую значимость приобретают личностные качества партнеров. Для некоторых выбор осуществляется по сходству качеств или по похожести друг на друга. Для кого-то – по принципу идеального "Я". В этом случае выбирается друг с наличием тех качеств, которые хотелось бы иметь у себя.