Предпрограммное исследование
Предпрограммное исследование — первый этап создания стратегической программы. Поскольку стратегическая программа может быть разработана как на низшем уровне (отдельная организация), так и на высшем (страна или регион), предпрограммное исследование тоже может быть разного масштаба. В ракурсе изучения культурной среды в рамках региона целесообразно рассмотреть этот инструмент именно на региональном уровне. Предпрограммное исследование есть сбор информации о состоянии местной культурной среды и его анализ.
Понятно, что исследовательское мероприятие такого широкого масштаба может происходить только при поддержке региональной власти и требует большого количества агентов. Это культурологи, социологи, экономисты, менеджеры, специалисты по городской среде, представители городской (региональной) власти. Обязательно участие практиков — людей творческих профессий, учителей. Будучи главными производителями и трансляторами культуры, они чувствуют ее тенденции и, безусловно, являются экспертами в своей профессиональной сфере. В высшей степени желательно привлечение, наряду с местными деятелями культуры, внешних экспертов — из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов, из-за рубежа. Взгляд со стороны острее выявляет недостатки и легче угадывает возможности, чем взгляд изнутри.
На роль руководителя исследования лучше пригласить также внешнего эксперта. Это целесообразно по следующим причинам:
местные эксперты неизбежно видят проблемы городской культурной среды через призму собственных профессиональных представлений и интересов. Внешнему эксперту легче увидеть город как целое, т.е. со стороны;
служащие из органов местной власти свободны от узкопрофессионального взгляда, однако образ целого тоже заслоняется в их сознании потоком повседневных дел;
ситуация, когда кто-то из равноправных коллег из их собственной среды берет на себя роль лидера, чревата конфликтами;
оплата труда участников исследования производится в соответствии с реальными индивидуальными затратами каждого, без учета категорий и должностей. Поскольку ответственность за распределение фонда оплаты труда несет внешний руководитель, это снимает излишние вопросы;
внешний эксперт выполняет функцию посредника. Не будучи близко знаком ни с кем из участников, он имеет больше шансов на сохранение беспристрастности и объективности. При ознакомлении группы с работой друг друга он следит, чтобы общее дело не тормозилось критическими замечаниями, которые на начальном этапе только снижают мотивацию участников. Критический разбор ведется при его посредническом комментарии на заключительном этапе работы.
Вся культурная сфера должна быть разделена на сегменты исследования. К каждому сегменту прикрепляется своя рабочая группа. Работа в группах чередуется с общими сессиями, это создает новые стимулы и рождает новые идеи: закономерно, что в процессе сбора информации возникает оценка исследуемых явлений, создающая необходимую базу для анализа, который является уже следующим этапом работы.
Методы сбора информации — это осмотр территории и организаций, исследования, опросы, анкетирование, интервью, изучение профессионального опыта, информации в прессе, на телевидении, изучение отчетности организаций и т.д. Информация должна быть как можно более многосторонней и полной, т.е. включать сведения:
обо всех действующих культурных институтах территории;
о мероприятиях: выставках, конкурсах, фестивалях и т.п.;
степени развитости туризма;
творческих индустриях;
приезжающих гастрольных труппах;
об антрепризных спектаклях;
о репертуаре местных театров, филармонии;
составе их аудитории;
об успешном или неуспешном опыте в творческой деятельности организаций культуры;
успешном или неуспешном опыте в менеджменте этих организаций;
о частном бизнесе, использующем культурные ресурсы территории;
площадках, используемых в культурных целях;
об инвестициях в эти площадки;
о степени заинтересованности или незаинтересованности частного бизнеса в развитии культурной среды;
об удовлетворенности или неудовлетворенности населения предложением со стороны культурных организаций;
о самодеятельных творческих коллективах;
наличии или отсутствии взаимодействия между любительскими и профессиональными коллективами;
об использовании или неиспользовании культурными институтами краеведческих знаний;
о разработанности или неразработанности тем, связанных с местными уникальными особенностями культуры, традиций;
сфере интересов молодежи, а также людей среднего и старшего возраста;
мероприятиях для детей;
качественных и количественных показателях уровня работы с детьми;
средствах поиска и раскрытия талантов;
способах работы с социально незащищенными группами населения;
включенности или невключенности разных групп населения в благоустройство окружающей среды;
наличии или отсутствии лидеров в местном сообществе;
об общественных инициативах;
о наличии или отсутствии новых интересных идей;
об использовании или неиспользовании в работе организаций культуры возможностей современных технологий;
о наличии или отсутствии взаимодействия между учебными организациями (вузами, колледжами) и культурными институтами;
степени поддержки культурных инициатив средствами массовой информации и т.д.
Список элементов информации, которая должна быть добыта, может быть видоизменен, но главное — он должен отражать особенности именно местной неповторимой культурной среды, те позиции, которые можно определить как "точки роста" и "точки провала".
На заключительном этапе работы по изучению и анализу культурной среды региона рабочая группа составляет доклад, в котором излагаются результаты предпрограммного исследования и выдвигаются рекомендации. На основе этих рекомендаций разрабатывается стратегическая программа культурного развития региона
Из практического опыта
Творческий характер мыследеятельности таков, что в нем процессы анализа и синтеза глубоко взаимосвязаны. Поэтому в ходе работы над предпрограммным исследованием, требующим погружения в проблемные ситуации, у ее участников рождается немало идей, которые впоследствии выливаются в проекты, предоставляющие возможность выхода из этих проблем.
Этап написания доклада по результатам исследования и сама работа по составлению программы требуют рассмотрения множества вариантов решения проблем. Только таким способом можно выбрать наилучший вариант. На этом этапе большое значение приобретает коллективная работа. Она происходит в разных режимах: от работы в сфокусированных группах до общих собраний, где присутствует все экспертное сообщество.
Серьезное исследование культурной среды целого региона занимает около полугода. Растягивать этот срок нежелательно, так как исчезнет известное напряжение, собранность, для того чтобы успеть сделать качественную работу в срок. Но и уменьшать срок тоже нельзя — это скажется на качестве, исследование будет поверхностным. Тем не менее подобное исследование не может претендовать на исчерпывающую глубину. Его задача в другом: это своего рода "зондаж" сферы культуры, способ охватить наиболее важные аспекты культурной жизни региона. Поэтому закономерно, что иногда внимание фокусируется на культурной среде регионального центра (когда исследуется, например, архитектурная среда), а иногда, наоборот, — на жизни окраин региона (при анализе туризма, исторического наследия и пр.).
На заметку
Работа по исследованию культурной среды помимо своего прямого результата дает еще важные косвенные эффекты. Между членами группы возникает деловой и творческий контакт, который не прекращается с окончанием предпрограммного исследования. Это взаимодействие оказывается в дальнейшем весьма полезным, облегчая установление горизонтальных связей между различными ведомствами города и региона.