Предпринимательство всегда связано с нововведениями
На эту сторону экономической деятельности обратили внимание Й. Шумпетер и Альфред Маршалл (1842–1924). Й. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений; Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей (или изобретателей) в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но и, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.
Более правильной представляется оценка предпринимателя, данная Й. Шумпетером: как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации жизни общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По мнению Й. Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет "созидательное разрушение", представляя собой главную фигуру в экономическом развитии общества.
Следует полностью согласиться с такой оценкой предпринимателя, который по своей природе – новатор и созидатель.
Ряд функций, например принятие решения, несение ответственности, связывают предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, понятие "предпринимательство" шире понятия "управленческая деятельность". С другой – эффективное управление (менеджмент) со всеми его современными функциями по силам не каждому предпринимателю. Хорошо об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента: "...такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится большее".
Интересно проследить эволюцию терминов "предприниматель" (в Средние века – антрепренер) и "предпринимательство":
• 1725 г., Р. Кангильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска;
• 1797 г., К. Бодо: предприниматель – лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием;
• 1876 г., Ф. Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям;
• 1934 г., Й. Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии;
• 1961 г., Д. Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска;
• 1864 г., П. Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой;
• 1975 г., А. Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу;
• 1985 г., Р. Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
В своей книге "Бизнес и инновации" Питер Ф. Друкер следующим образом характеризует инновационную деятельность и ее тесную взаимосвязь с предпринимательством: "Инновационная деятельность – это особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности для, например, открытия нового бизнеса или оказания новой услуги. Все это можно представить как отдельную отрасль знаний, этому можно научиться, а затем использовать в своей практической деятельности. Предприниматель должен находиться в целенаправленном поиске источников инноваций, перемен и их признаков, указывающих на возможности для успешной инновационной деятельности. И он должен знать и применять на практике принципы успешной инновационной деятельности".
Говоря далее об инновационных принципах, лежащих в самой основе соответствующей отрасли знаний, Питер Ф. Друкер называет ряд вещей, которые необходимо делать и которые лучше не делать.
К числу первых следует отнести следующее.
1. Целенаправленная, систематическая инновационная деятельность, утверждает он, начинается с анализа существующих возможностей, с обдумывания того, что можно назвать источниками инновационных возможностей.
2. Инновация – это как концепция, так и восприятие. Следует внимательно наблюдать за тем, что происходит вокруг: нужно задавать вопросы и получать на них ответы.
3. Для того чтобы быть эффективной, инновация должна быть простой и четко сфокусированной. У нее должно быть лишь одно предназначение, в противном случае она будет вводить в заблуждение.
4. Эффективные инновации начинаются с малого. Они не грандиозны. Они предназначены для выполнения одного конкретного действия. Лучше, продолжает он, чтобы была возможность начинать инновации с малого, так, чтобы на них не нужно было тратить значительные денежные средства, чтобы их реализация требовала небольшого количества людей и предназначены они были для небольшого, ограниченного рынка. В противном случае времени на внесение поправок и изменений, которые необходимы для успеха инновации, практически всегда будет не хватать.
5. В основе успешной инновации лежит стремление добиться лидерства. Ее целью не обязательно будет создание в конечном счете "большого бизнеса". Никто не в состоянии предсказать, превратиться ли инновация в крупный бизнес или увенчается более скромным достижением. Но если в основе инновации с самого начала не лежит стремление добиться лидерства, она, вероятно, не станет достаточно инновационной и поэтому вряд ли сможет добиться признания.
Далее Питер Ф. Друкер перечисляет то, что не следует делать.
1. Не нужно стараться быть заумным. Нужно, чтобы инновации были понятны простым людям. Все чересчур заумное, по замыслу или по воплощению, обречено на провал.
2. Не пытайтесь вносить разнообразие, не пытайтесь делать множество вещей одновременно. Вы должны четко концентрировать свои усилия! Инновации, отклоняющиеся от своей главной цели, вероятно, будут распылять ваши усилия. Они останутся идеями и не станут инновациями.
3. И наконец, не пытайтесь заниматься инновационной деятельностью на будущее. Занимайтесь ею для дня сегодняшнего!
В заключение Питер Ф. Друкер приводит три условия.
1. Инновационная деятельность – это работа. Она требует знаний, а нередко – большой изобретательности. Иными словами – инновационная деятельность – это кропотливая, сосредоточенная, целенаправленная работа, требующая невероятной старательности, настойчивости и заинтересованности.
2. Для того чтобы преуспеть, новаторы должны уметь использовать свои сильные стороны. В инновационной деятельности стремление воспользоваться своими сильными сторонами может иметь еще большее значение, поскольку инновация всегда связана с риском.
Инновации оказывают влияние на экономику и общество. Они меняют поведение потребителей либо ведут к переменам в тех или иных процессах.