Предпринимательство в сфере инновационной деятельности
Реализация новых научно-технических идей всегда сопровождается двумя основными проблемами, тесно связанными друг с другом:
1) результат инновационной деятельности формируется в условиях высокой неопределенности, что обусловливает повышенный риск (по сравнению с традиционными направлениями предпринимательской деятельности );
2) приступая к реализации инновационного проекта, предприниматель испытывает дефицит ресурсов: даже обладая достаточными финансовыми ресурсами (что бывает достаточно редко), инноватор сталкивается с задачами формирования новых каналов материально-технического снабжения, подбора персонала с другими квалификационными навыками, приобретения дополнительного оборудования, создания сбытовой сети, рекламы и др. Дефицит ресурсов увеличивает неопределенность и риск инновационной деятельности, а повышенный риск является препятствием для привлечения ресурсов в реализацию проекта.
Неопределенность в научно-технических инновационных проектах связана как с непредсказуемостью результатов и неожиданными сопутствующими научно-техническими задачами, возникающими по мере реализации проекта, так и с невозможностью точно предсказать реакцию рынка на появление новшества.
В 1970-е гг. в США производители пива столкнулись с проблемой резкого роста цен на алюминий. В результате стоимость упаковки (банки) сравнялась со стоимостью основного продукта, что сделало невыгодным выпуск его в такой расфасовке. Поскольку первичный алюминий поступал преимущественно из стран Юго-Восточной Азии, основная составляющая в издержках приходилась на транспортно-заготовительные расходы. Изменить ситуацию могло бы использование в качестве сырья вторичного алюминия, переработку которого можно было организовать на территории США или в более близком регионе – Центральной Америке. Однако на тот момент времени технического решения задачи промышленной вторичной переработки алюминиевого лома не существовало.
Исследуя вопросы переработки вторичного алюминия, специалисты одной из пивоваренных компаний пришли к выводу, что решение существовавших технических задач возможно не только в условиях лабораторных опытов, но и в промышленных масштабах. Первоначально планировалось, что работы по созданию собственного завода, производящего алюминиевые банки для пива из вторичного алюминия, займут три – четыре года. Однако из-за непредвиденных технических проблем (физические свойства листа из вторичного алюминия не отвечали требуемым параметрам тары для пищевых продуктов) сроки реализации проекта существенно выросли. Инноваторы добились успеха, однако произошло это существенно позднее, чем предполагалось вначале.
Основными видами рисков (независимо от конкурентного содержания научно-технических инноваций) являются:
• ошибочность идеи, ее практическая нереализуемость;
• невозможность достижения проектных показателей, ухудшение качества инновационной идеи;
• возникновение попутных технических задач, приводящих к удлинению сроков внедрения инновации и (или) росту издержек по проекту.
Сознавая более высокую рискованность инновационной деятельности по сравнению с традиционными формами предпринимательства, бизнесмены и финансисты не всегда готовы вкладывать деньги в непроверенные идеи, в инновации на ранних стадиях их жизненного цикла.
Как показывает опыт, финансирование инновационных проектов на стадии роста жизненно цикла инноваций приносит доходность, во много раз превышающую обычную рыночную доходность финансовых инвестиций.
Так, уставный капитал японской компании Sony в момент ее учреждения в 1946 г. составлял всего 500 долл. США. В настоящее время Sony – многоотраслевой транснациональный гигант с многомиллиардной рыночной капитализацией. За 50 лет доходность первоначальных инвестиций превысит 100% годовых, тогда как среднерыночная доходность финансовых инвестиций за этот же период колебалась в пределах 5–25%.
Б. Гейтс, основатель компании Microsoft, приобрел права на DOS (первую версию операционной системы для персонального компьютера IBM) всего за 50000 долл. США, что в итоге сделаю его одним из богатейших предпринимателей планеты.
Таким образом, главными особенностями инновационного предпринимательства являются высокий риск и высокая доходность инвестиций. Эта область предпринимательства получила название антрепренерства, антрепренерской деятельности.
Антрепренерство (от англ. entrepreneurship) – вид предпринимательской деятельности, связанный с поиском потенциально коммерциализуемых и экономически эффективных инновационных идей, организацией их финансирования и внедрения на ранних стадиях жизненного цикла, получением прибыли от эффективной монополии на рынке. Одной из главных задач предпринимателя-антрепренера является "выращивание" подающего надежды новатора в эффективного инноватора, а затем – превращение последнего в полноправного участника рыночных отношений.
Нередко антрепренеры приобретают малые инновационные предприятия или финансируют инновационные разработки без какой-либо явной осознанной цели, выступая бизнес-ангелами. Обладая хорошей интуицией и стратегическим видением развития отрасли, они нередко "предчувствуют" изменения и готовятся к ним заранее.
В 1976 г. компанией Commodore, производителем одного из первых персональных компьютеров, была приобретена небольшая компания MOS Technology, основным продуктом которой был процессор 6502. MOS Technology находилась на грани разорения: центр производства комплектующих для ПК переместился в страны Юго-Восточной Азии, где дешевая рабочая сила обеспечивала ценовое конкурентное преимущество производимым электронным компонентам. Приобретая убыточную фирму, руководитель Commodore не имел ясного представления о ее возможностях: на первых порах она обеспечивала часть внутренних производственных потребностей в процессорах и вела исследования в области микроэлектроники.
Одним из основных конкурентов Commodore на рынке ПК была компания Texas Instruments, выпустившая в 1981 г. компьютер Atari 800, в котором впервые было предложено техническое решение, обеспечивающее расширение графических возможностей ПК, – специальная видеокарта, дополняющая микропроцессор. В MOS Technology приступили к разработке и выпуску собственного инновационного продукта – видео- и звуковой карты, позволяющей существенно улучшить быстродействие и визуально-акустические возможности базового компьютера VIC-20. Обладая не только исследовательским центром, но и собственной производственной базой, MOS Technology быстро (в течение девяти месяцев) добилась поставленной цели, и в 1983 г. Commodore одержала убедительную победу на рынке: Texas Instruments отказалась от конкурентной борьбы.
Антрепренеры, как правило, применяют более агрессивные конкурентные стратегии, используя неожиданные технические, организационные и управленческие решения. Деятельность успешного антрепренера всегда сопровождается неординарными организационными и управленческими инновациями (рис. 1.34).
Рис. 1.34. Динамика инвестиционных результатов предпринимательской деятельности
До настоящего времени не получила однозначной оценки и должного осмысления идея С. Джобса, основателя компании Apple Computer, о необходимости внутрифирменной конкуренции. Приступая к разработке новой базовой модели персонального компьютера, он разделил разработчиков на две конкурирующие между собой команды: Apple и Macintosh, а затем сознательно подогревал между ними дух соперничества. Созданный в ходе этой внутрифирменной конкуренции технологический задел до сих пор позволяет компании Apple Computer выпускать конкурентоспособные профессиональные компьютеры, превосходящие по своим техническим характеристикам массовые IBM-совместимые ПK.
Несмотря на "хорошее начало", антрепренеры далеко не всегда оказываются эффективными предпринимателями на более поздних стадиях жизненного цикла инновации. Даже если их предприятие добивается коммерческого успеха, в стабильных условиях производства они не всегда способны находить рациональные решения. Многие из них не в состоянии преодолеть "болезни роста", когда рост численности персонала, масштабы растущего рынка требуют изменения стратегии предприятий, новых подходов и методов управления.
Выделяются следующие типовые стадии конкуренции на новых рынках.
1. Радикальные новации позволяют быстро взлететь новым предприятиям, захватить серьезную долю рынка, пока этот рынок является достаточно небольшим по своим размерам.
2. Крупные стабильные промышленные организации за счет технологического превосходства обеспечивают снижение цен (а, следовательно, доходности) и вытесняют малые предприятия с рынка, который быстро увеличивается, опережая по темпам роста возможности развития малых предприятий.
Именно поэтому в предпринимательской среде антрепренерство представляет собой обособленный специализированный вид деятельности, обеспечивающий проникновение инноваций на рынок.
Утрата организациями-инноваторами позиций на новых рынках происходит на стадии формирования нового рынка (емкость рынка невелика) (рис. 1.35). Контроль распределен между двумя компаниями (А и В), но с ростом рынка производственные мощности малых предприятий не обеспечивают увеличившийся спрос, лидирующее положение на рынке захватывают более крупные организации С и D, позже пришедшие на рынок.
Рис. 1.35. Изменение соотношения сил на новых рынках
Как правило, антрепренеры действуют как свободные предприниматели, однако с развитием конкуренции все большее число руководителей крупных организаций и предприятий осознает необходимость инновационного развития и наряду с традиционной стабильной производственно-хозяйственной деятельностью развивает инновационную активность. Современная парадигма менеджмента выносит инновационную деятельность как неотъемлемую часть управленческой деятельности.
Поэтому, говоря об инновационном предпринимательстве и антрепренерстве, нельзя упускать из вида многообразные формы внутрифирменной инновационной деятельности. Граница между внутрифирменным и внешним инновационным предпринимательством сегодня является достаточно условной: трудно однозначно определить, насколько "внешним" является для материнской компании юридически независимый венчур, контрольный пакет которого остался в руках учредившей его компании.
Одним из самых крупных антрепренеров в конце 1990-х гг. стал глава корпорации Microsoft Б. Гейтс. Ежегодно он выделял средства для финансирования около 10000 малых инновационных фирм и отдельных проектов. Примечательно, что при этом годовой доход Б. Гейтса на 50% складывался из доходов, которые приносило успешное антрепренерство.
Инновационный процесс охватывает многих участников и заинтересованные организации. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют свои цели и учреждают свои структуры для их достижения.
Прежде всего, следует рассмотреть многообразие внутрифирменных организационных форм – от выделения особой роли участников инновационной деятельности внутри фирмы в лице персонала до создания специальных инновационных подразделений.
В развитых корпоративных структурах их формирование происходит на двух уровнях: уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемом фирменным уровнем), и уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающем другие организации, которые управляются специальной холдинговой компанией. Все это приводит к созданию различных инновационных организационных форм.
У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, выращивая их руководителей в специальных "инкубаторных программах". Такие организации имеют организационную форму "фирмы-инкубатора". Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме франчайзинга или лизинга. Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций, различного рода научно-промышленных центров.
В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде "венчурных фондов" и инновационные формы создателей новаций – рисковых инновационных фирм. Федеральные и региональные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанные на длительные сроки, влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов. Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий.
Условно классификацию основных форм инновационного предпринимательства характеризует рис. 1.36.