Лекция 7. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Социальная ответственность бизнеса является одним из наиболее значимых практических аспектов фундаментальной проблемы взаимодействия бизнеса как социального института и общества в целом. Она всегда имела большой общественный резонанс в силу ее связи с другими фундаментальными проблемами – социальной регуляции, социального неравенства и социальной справедливости. Ее возникновение обусловлено растущим влиянием предпринимательства как института общества с преобладанием рынка как формы хозяйства на социальные, политические, культурные процессы, поскольку вектор этого влияния не обязательно благоприятен для общества. Поскольку по своей природе бизнес является деятельностью частной и ориентированной на эффективность и прибыль, в качестве института и сообщества он постоянно отступает от норм социальной ответственности или вообще не признает ее, производя тем самым риски для общества. В то же время бизнес функционирует в обществе и не может не считаться с его запросами, даже если они идут вразрез с собственными коммерческими целями. Поэтому проблема социальной ответственности как наиболее значимый аспект взаимодействия бизнеса и общества стояла всегда и везде, где существовал бизнес, а интерпретации этой проблемы и подходы к ее решению зависят от типа общества, институциональных основ, культурных традиций, картин мира и т.д.

Впервые эта проблема была остро поставлена во второй половине XIX в., тогда же сформировались основные виды взаимодействия предпринимательства с обществом и концепции социального служения и социальной ответственности. В условиях глобализации на рубеже XX–XXI вв., когда у бизнеса появились реальные возможности уходить не только от налогов, но и от всех прочих социальных обязательств, принятых на себя ранее, проблема социальной ответственности снова стала злободневной и острой.

В данном контексте понятия "предпринимательство" и "бизнес" употребляются как синонимы, хотя в строгом научном смысле их ОГЛАВЛЕНИЕ различно (как было показано в гл. 6): под "бизнесом" понимается деятельность по извлечению прибыли из производства и обращения товаров и услуг, в то время как "предпринимательство" предполагает инновационную хозяйственно-организационную деятельность.

Развитие капиталистического предпринимательства и втягивание в его орбиту все большего количества людей разных профессий, национальностей, конфессий, классов и сословий (втягивание в рынок, наряду с "третьим сословием", дворянства, крестьян, рост промышленного пролетариата за счет аутсайдеров других социальных групп) обусловило его превращение в мощную социальную силу. В то же время сфера экономики стала приобретать все более значимую роль в общественной жизни в целом. Хозяйственная деятельность из сферы жизнеобеспечения общества, занимающей периферийное, подчиненное место в системе ценностной иерархии традиционной культуры, превратилась в самодостаточную и самоценную область, все более заметно влияющую на политику и государственное устройство, на общественную жизнь, научную и общественную мысль, художественную культуру. Американский социолог Р. Бендикс связал возникновение проблемы взаимодействия бизнеса и общества с необходимостью легитимации институциональных основ капиталистического предпринимательства, завоевания доверия и престижа, оптимизации взаимодействия с государственными, социальными, политическими институтами, которая появилась в период становления зрелого индустриального капитализма во второй половине XIX в.

Характер взаимодействия института бизнеса и общества менялся на разных этапах развития капитализма. Р. Бендикс выделил два этапа формирования взаимоотношений между бизнеса и обществом:

1) этап развития промышленного капитализма (вторая половина XIX в.), проблемой являлась его легитимация, что обусловило формирование модели "служения предпринимательства обществу";

2) этап зрелого общества модерна, формирование модели "социальной ответственности бизнеса".