Предпосылки развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До конца первой половины XX столетия в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Производство, оптовая и розничная торговля не осуществляли совместное планирование материальных потоков, не согласовывали технологические решения. Каждое из этих звеньев самостоятельно решало вопросы технического развития. Механизмы согласования экономических интересов звеньев и оптимизации сквозных материальных потоков отсутствовали. Основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.

Однако к началу второй половины XX в. резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере логистики, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Доллар, вложенный в развитие логистики, стал оказывать более сильное влияние на конкурентоспособность, чем доллар, вложенный в развитие качества выпускаемой продукции. В логистически организованных материалопроводящих цепях появилась возможность существенного снижения себестоимости товара, прошедшего через сферы производства и обращения в сферу конечного потребления. Возникающие конкурентные, преимущества стали зависеть не столько от величины капитальных вложений, сколько от умения правильно организовать логистический процесс.

Использующие логистику поставщики стали гарантировать поставку нужной продукции в нужное время в нужное место и, соответственно, представлять для потребителя большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий не обеспечивали.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

o возможности существенного снижения себестоимости товара, прошедшего через логистически организованную цепь звеньев товародвижения;

o повышения надежности и качества поставок (гарантированные и сокращенные сроки поставки, удобная и согласованная упаковка и маркировка, гарантированная сохранность груза, поставка партиями, размер которых удобен потребителю, в том числе мелкими партиями и т.п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике - нарастающие энергетические проблемы.

Повышение стоимости энергоносителей вынуждает предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса (НТП). В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование современных средств информационного обеспечения и появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы до конечного потребителя.

Таким образом, главные причины, по которым начиная с середины XX столетия в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

o превращение рынка продавца в рынок покупателя;

o обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;

o энергетический кризис;

o научно-технический прогресс, и в первую очередь компьютеризация управления.

Кратко рассмотрим предпосылки применения логистики в российском бизнесе. В настоящее время, к сожалению, эффективный бизнес в России пока еще возможен при высоких затратах, связанных с использованием дезинтегрированных систем товародвижения. Это объясняется все еще низким уровнем конкуренции в ряде отраслей, что позволяет устанавливать высокие цены на продукцию, не теряя при этом объемов сбыта.

Однако коммерческие возможности повышения эффективности бизнеса постепенно иссякают: увеличивать объемы продаж и повышать цены, компенсируя затратность товародвижения, становится все труднее (под термином "коммерческие возможности" в данном случае будем понимать возможность увеличения объемов выпуска и продаж, а также возможность увеличения цен на реализуемые товары). Соответственно, объективно возрастает степень заинтересованности отечественного бизнеса в логистике.

На рис. 6 представлены два возможных направления повышения эффективности торгового бизнеса: "логистическое" и "коммерческое". Отсутствие конкуренции в 90-е гг. XX в. делало привлекательным коммерческое направление. Однако по мере развития конкуренции барьеры на пути повышения цен и объемов продаж возрастают, что делает в настоящее время логистическое направление все более предпочтительным.

В начале XXI столетия в РФ наблюдается тенденция снижения барьеров на пути реализации логистического направления развития торгового бизнеса: появляются специалисты, умеющие организовывать логистику, развивается инфраструктура товарного рынка, развиваются информационные системы (их становится больше, усиливаются их технологические возможности, снижается их стоимость и т.п.).

В России сегодня создается ситуация, когда логистика превращается в одно из наиболее привлекательных направлений повышения эффективности бизнеса.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и научно-технический прогресс в сферах производства и обращения.

Рис. 6. Тенденция возрастания барьеров на пути коммерческого направления развития бизнеса в России и снижения барьеров на пути логистического направления