Предпосылки и проявления Длинной депрессии. Мировой аграрный кризис. Международная система золотого стандарта

Железнодорожное строительство в 1850–1860-е гг. продолжалось в Великобритании, Бельгии, Германском союзе, России; началось в Швеции, Голландии, Швейцарии, Италии, Испании; значительно увеличилось во Франции и Австро-Венгрии. Единственное десятилетие – 1860-е гг., когда прирост протяженности общеевропейской железнодорожной сети был больше, чем в Америке. Период наибольшего приращения железнодорожной сети в США 1870–1880-е гг. (183 тыс. км), Германии (свыше 23 тыс. км), Франции (19 тыс. км), Австралии (17 тыс. км). Весьма значителен он был также в Канаде, Аргентине, Индии, Австро-Венгрии, России.

Водный транспорт также менялся с внедрением паровых двигателей, хотя морское пароходство еще сильно уступало в объемах парусному грузовому флоту, пережившему последнее в истории крупное усовершенствование – появление быстроходных клиперов (от англ. clip – "резать") с удлиненными острыми, "режущими" воду корпусами. Клиперы появились в США, и сразу после отмены Навигационного акта американский клипер "Ориенталь" стал перевозить китайский чай из Гонконга в Лондон (1849 г.). Англичане тайно обмерили судно и по его образцу стали строить свои, прозвав их "гончими псами океана". Клиперы были пригодны для компактных ценных грузов, а пароходы революционизировали транспортировку зерна, мяса, тропических фруктов.

Электрический телеграф, изобретенный американцем С. Морзе и усовершенствованный немцем Вернером фон Сименсом, первое применение нашел в системе сигнализации на железных дорогах. С 1850 г. по обе стороны Атлантики началось создание телеграфных сетей; подводные кабели соединили в 1850–1853 гг. Англию с Францией, Ирландией, Бельгией, Голландией. Фирма Сименса осуществила сооружение телеграфных линий в Пруссии, Голландии и Бельгии, Дании, Швеции, Российской империи, Османской империи (1850-е гг.), индоевропейской линии Лондон – Калькутта (1860-е гг.). Величайший в мире корабль – пароход "Грейт Истерн", спроектированный И. Брюнелем, проложил трансатлантический кабель, наладивший телеграфную связь между Европой и Северной Америкой (1866 г.) и обеспечивший фондовым рынкам оперативный обмен информацией о котировках ценных бумаг.

Транспортно-коммуникационная революция повлекла:

– резкое увеличение мирового товарооборота (в течение 1850–1860-х гг. – в пять раз);

– удешевление транспортировки грузов и вовлечение в мировую торговлю отдаленных территорий с очень благоприятными условиями для земледелия и животноводства;

– выравнивание положения прибрежных районов и промышленных районов, отдаленных от морей и крупных рек, и перемещение обрабатывающей промышленности в районы дешевого сырья;

– снижение издержек обращения за счет уменьшения сроков хранения сырья и запасов готовой продукции и установления более прямых связей между производителями и потребителями – благодаря оперативной договоренности по телеграфу, а затем и телефону (изобретенному в 1876 г.).

На значение этих достижений научно-технического прогресса (НТП) в "сцеплении" с разнузданной спекуляцией как предпосылок Длинной депрессии указал российский политэконом А. И. Чупров (1889 г.).

Экспансия грюндерства: Англия и Франция

"Сцепление" НТП со спекуляцией происходило вследствие либерализации торговли и акционерного законодательства. В Англии и во Франции (1862–1863 гг.) было отменено условие, что утверждение властью (королевской хартией или парламентским актом – в Англии; декретом главы государства – во Франции) необходимо для основания акционерных обществ с ограниченной ответственностью (ООО; во Франции их называли анонимными обществами). Это сразу вызвало манию расширения кредита – создание акционерных компаний для строительства железных дорог, домов, кораблей, доков, разработки рудников и т.д.

Новые английские железные дороги строились исключительно на средства акционерных банков, развивших еще бо́льшую активность за границей (особенно в США) и породивших спекулятивный бум с последующими банкротствами. Крах крупнейшего частного банка "Оверенд и Ко" вызвал кредитную панику (1866 г.), за которой последовал спад торговли и промышленности (хотя на этот раз и без резкого перепроизводства). Через год (1867 г.) потерпел крах во Франции банк братьев Перейра "Креди Мобилье", целью которого была провозглашена конверсия различных ценных бумаг всевозможных предприятий посредством консолидации в один общий фонд.

Выпустив акции "Креди Мобилье" на 60 млн франков (120 тыс. по 500 франков), братья Перейра начали играть на бирже, чтобы перекупать акции различных фирм и направлять аккумулированный капитал на финансирование крупных проектов и поощрение общественных работ. Перейра придали своему делу общеевропейский размах, вовлекая в международное соперничество клан Ротшильдов ("Кредитанштальт" (1855 г.) в Вене и но его образцу – акционерные банки Будапешта, Праги и провинциальных городов Австро-Венгрии) и английских банкиров (Банк Египта, 1855 г.). Филиалы "Креди Мобилье" или аналогичные банки были организованы в Испании, Италии, Швейцарии, Голландии, скандинавских странах, Германии, Австрии, Турции (Оттоманский банк).