Предмет и задачи психологии управления
Современная психология — это целая система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая, клиническая, политическая, военная, спортивная, возрастная, сравнительная психологии, психология труда, патопсихология, психология религии, психология труда, психология рекламы и многие другие. Стремительно развиваются социальная психология и психология управления. Во многом преимущественное развитие этих отраслей психологии связано с тем, что они решают задачи, касающиеся роли "человеческого фактора" в развитии общества. В этом ряду отраслей в последнее время возрастает теоретическое и практическое значение психологии управления.
Психология управления — междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий. Предмет психологии управления — это деятельность должностных лиц, возглавляющих человеческие коллективы, а психология управления — сложная система знаний, касающихся следующих сторон управленческой деятельности:
• психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;
• психологии мотивации людей в процессе их деятельности;
• особенностей группового поведения и межличностных отношений;
• психологических аспектов лидерства, особенностей принятия решений;
• психологии власти в организации;
• вопросов психологического климата в коллективе;
• конфликтологии (теории конфликтов).
Таким образом, можно отметить прикладной характер решаемых психологией управления проблем.
Психология управления изучает влияние организации и менеджеров на личность работника и взаимоотношения людей, объединенных задачами и ценностями совместной деятельности в организации. Поскольку каждая организация обладает своими нормами и правилами (например, в стиле одежды — принято ли ходить на работу в отутюженных костюмах и галстуках или работники могут придти на свою работу в джинсах; в манере общения — называют ли друг друга сотрудники по имени или по имени-отчеству; в принятых способах обращения к руководству — могут ли работники запросто зайти к руководителю организации, чтобы поделиться своими соображениями по поводу организации работы, или они должны сначала записываться па прием, излагать суть дела в письменной форме, ставить в известность о своем предполагаемом визите непосредственного начальника и т.д.)" постольку психологические отношения между людьми в различных организациях не похожи друг на друга. Спецификой психологических факторов совместной деятельности, способом ее психологической организации и занимается психология управления.
В какой-то мере сферы психологии управления и другой психологической дисциплины — психологии труда — пересекаются. Но если психология труда занимается прежде всего проблемами профессионального отбора — соответствует ли человек требованиям той или иной профессии, то психология управления рассматривает соответствие человека конкретной организации с теми ценностями, целями, задачами, стилем управления, которые в ней сложились.
Кроме того, психология управления обеспечивает психологическую подготовку менеджеров, руководителей. При этом надо иметь в виду, что менеджер выполняет два типа работ. Первый тип не связан с психологией, людьми, их интересами и поведением, или по крайней мере они игнорируются: на первое место ставятся задачи выполнения плана "любой ценой", люди рассматриваются лишь как придаток машин. В законченном виде — это работа человека на конвейере, где все его действия, телодвижения подчинены ритму работы механизмов. Второй тип прямо опирается на психологию трудовых взаимоотношений — степень удовлетворенности людей, работающих в организации, качество их общения, мотивированность их поведения и др. Соответственно и менеджеры разделяются на тех, кому дается лучше техническое руководство, и тех, кто преуспевает в управлении людьми.
Очевидно, что оба эти параметра взаимосвязаны: эффективность организации, т.е. способность решать стоящие перед ними задачи лучшим или оптимальным способом, возрастает, если в организации создан соответствующий психологический климат. А знания, полученные менеджерами в результате изучения психологии управления, помогают компетентно управлять людьми, избегать ненужных конфликтов, понимать психологическую природу управленческих процессов, эффективно решать проблему подбора кадров в организацию, анализировать и улучшать психологический климат в коллективе, правильно оценивать собственную деятельность.
Таким образом, психология управления стремится не только облегчить труд менеджеров, но и сделать его более эффективным с помощью знаний о психологических особенностях человека, о различных проявлениях человеческой психики, ее функциональном, изменчивом характере. Ее задачами являются:
• психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;
• исследование механизмов мотивации человека;
• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;
• разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;
• исследование психических особенностей лидерства;
• изучение процессов группового взаимодействия.