Предмет

Коротко говоря, предметом сравнительной педагогики является обобщение на основе сравнения комплекса проблем теории, содержания, методов, организации воспитания и обучения; изучение образования и педагогической мысли в сопоставлении, выделяя своеобразный "сухой остаток" и конструируя теоретические модели, в результате чего сравнение используется для достижения инвариантного и вариативного понимания феноменов педагогики и образования.

Предмет сравнительной педагогики, как видно, характеризуется дефинициями компаративизма. Отсутствие – пусть косвенно, имплицитно – такого подхода такой же нонсенс, что куриное яйцо без желтка. Такой подход, с одной стороны, имеет в виду специфику образования и педагогики в отдельных странах, регионах, цивилизациях, а с другой – универсальные общечеловеческие черты воспитания и обучения. Китайский ученый Шеен Кен Ян, комментируя такой подход, замечает, что сравнитологи, подобно древним восточным мыслителям, балансируют между двумя противовесами: различиями и унифицированностью.

Приоритеты и типы исследований. В сравнительной педагогике существуют определенные приоритеты и типы исследований. Рассматриваются магистральные направления реформ образовательных систем и входящих в них видов учреждений; эволюция программ образования, методов, форм и организации обучения; модернизация воспитания; деятельность экспериментальных учебно-воспитательных учреждений; внедрение новых технических средств в учебно-воспитательный процесс и пр. Особое внимание уделяется практике воспитания и обучения: диверсификации; развитию инициативы, самостоятельности, творчества учащихся и преподавателей; структурной взаимосвязи между экспериментальным и массовым образованием и т.д.

Исследования в сравнительной педагогике по результатам могут быть распределены на несколько типов: выявляющие возможности заимствования школьно-педагогического опыта; изучающие целесообразность переноса зарубежного опыта; обогащающие инновации за счет международного опыта. По структуре сложились три основных типа сравнительно-педагогических исследований: моно- (одной зарубежной страны); бинарные (двух стран, чаще всего собственной и зарубежной); мульти- (нескольких стран).

Труды по сравнительной педагогике по своей научной ценности и перспективности различаются. Продолжают появляться малоэффективные для науки публикации, где рассматриваются экзотические явления мировой школы и педагогики, которые контрастируют с отечественным образованием и воспитанием. К исследованиям более высокого уровня можно отнести работы, где анализируются педагогика и образование за рубежом, чтобы использовать научные результаты для собственной страны.

Конкретные тематические исследования образования затруднительно отнести собственно к сравнительной педагогике. Без них, однако, сравнительная педагогика обойтись не может, поскольку это материал строительства ее здания. Значимость конкретных исследований для сравнительной педагогики далеко не одинакова. Так полезны скоординированные исследования, проведенные в различных странах по одной и той же проблеме с использованием единого научного подхода.

Педагоги ведущих стран мира проявляют различные предпочтения при изучении зарубежного опыта. Предпочтения эволюционируют. Педагоги Запада и России сосредоточивают исследования прежде всего на европейском и североамериканском педагогическом опыте. Вместе с тем они все чаще обращаются к изучению образования на Азиатском континенте (особенно Китая и Японии). В свою очередь фокус интересов японских ученых в течение последних 20 лет смещается от школы и педагогики Запада к образованию в Восточной и Юго-Восточной Азии. Иные векторы в китайской компаративистике. Показательна статистика публикаций Центра сравнительной педагогики Гонконгского университета. Число статей, связанных с российской тематикой, в 1990-х гг. сократилось по сравнению с 1980-ми гг. с 531 (27%) до 182 (8,2%), по японской тематике – с 284 (14,4%) до 220 (8,9%). Соответственно количество статей по американской тематике выросло с 369 (18,8%) до 446 (20,1%).