Предмет и система исполнительного права
Предметом правового регулирования исполнительного права выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства. Еще в 70-е гг. прошлого века было замечено, что "предмет исполнительного законодательства не вмещается в рамки предмета гражданского процессуального законодательства, что способствует "отчуждению" первого... предмет правового регулирования в исполнительном производстве лишь незначительно связан с судопроизводством" (М. К. Юков). Был сделан вывод о комплексном характере отрасли исполнительного права и неоднородности исполнительных отношений. В современной правовой теории само исполнительное производство по тем же причинам отдельные правоведы обозначают как "комплексное правовое образование" (В. А. Губанов).
В исполнительном производстве речь идет лишь об общественных отношениях и действиях, подвергнутых правовой регламентации, т.е. правоотношениях и действиях, являющихся по своей сути юридическими фактами. В исполнительном процессе не могут складываться неправовые отношения, по крайней мере, для его субъектов имеют значение лишь те связи и действия, которые предусмотрены законодательством, и в том виде, в котором они должны быть произведены. Кроме того, предмет исполнительного права сужается и в том смысле, что регулируемые правоотношения должны обладать признаком официальности, т.е. государственной оформленностью.
Следует заметить, что проблема правоотношений является дискуссионной как в рамках общей теории права, так и по отдельным правовым отраслям, зачастую в силу ее значимости именно эту проблему считают центральной (Н. А. Чечина). Однако акцент в исследовании данного вопроса, как правило, не совсем удачно делается на самом правоотношении как урегулированном правовом общественном отношении, в то же время ключевой является проблема воздействия права на отношения. В правовой системе координат данное состояние можно было бы отобразить в виде вектора, направленного от права как исходной точки к отношению как объекту силового воздействия.
Исполнительное право является процессуальной отраслью права и, как любая процессуальная отрасль права, характеризуется тем, что регулирует правоотношения в их динамике. Потому в предмет его регулирования входят не только юридические связи между участниками правоотношений, но и процессуальная деятельность по реализации этих связей. Предмет правового регулирования исполнительного права достаточно сложен. Его основу составляет совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения, с одной стороны, и взыскателем, должником и иными участниками исполнительного производства - с другой. Вступлением судебного решения в законную силу процессуальные отношения участников гражданского процесса с судом прекращаются (М. А. Гурвич), но здесь следует уточнить, что во многих случаях эти отношения не исчезают бесследно, а преобразуются посредством возбуждения исполнительного производства в процессуальные отношения нового качества - исполнительные.
Практически принудительная реализация юрисдикционных актов не является отдельным, однородным правоотношением, а выступает в качестве целой системы определенных производств по исполнению конкретных актов. Дифференциация исполнительных процедур производится по различным признакам в зависимости от:
- вида (сущности) исполняемого акта;
- обязанного субъекта (граждане, коммерческие и некоммерческие организации, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, иностранные юридические и физические лица);
- характера действий, которые должны быть совершены должником;
- системы юридических действий, характерных для конкретного вида исполнения (В. В. Ярков).
Проводят дифференциацию отношений по принудительному исполнению и другие исследователи исполнительного производства. Выделяют три формы принудительного исполнения, когда:
1) требования, содержащиеся в исполнительном документе, совершает за должника иное лицо (банк, работодатель, но не судебный пристав-исполнитель);
2) обязанные действия могут быть совершены только должником лично, и судебный пристав-исполнитель посредством санкций добивается от должника совершения таковых действий;
3) "должник при всем своем желании не сможет исполнить лично" требования исполнительного документа (в качестве примера приводится судебный акт об аресте имущества в целях обеспечения иска) (Д. М. Чечот).
Сама по себе приведенная классификация представляет определенный интерес, но ее недостатком является то, что она не охватывает все исполнительные правоотношения: за ее пределами остается значительный пласт исполнительных правоотношений, в частности правоотношения, связанные с исполнением документов имущественного характера путем описи, ареста и реализации имущества должника. Между тем основную группу в исследуемой области составляют правоотношения, в которых ОГЛАВЛЕНИЕ обязанности слагается из положительных, активных действий. Данный вид правоотношений относят ко второму юридическому типу, в отличие от первого типа правоотношений, в которых состояние обязанности состоит в положительном поведении, в воздержании от действий (С. С. Алексеев).
Система исполнительного права (как и большинства других отраслей российского права) состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: задачи исполнительного производства, принципы исполнительного производства и гарантии их реализации, органы принудительного исполнения, лиц, участвующих в исполнительном производстве, и систему защиты их прав, представительство, сроки исполнения юрисдикционных актов, расходы, связанные с исполнительным производством, ответственность в исполнительном праве, общие правила фиксации исполнительных действий и т.д.
Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих движение, развитие исполнительного производства по стадиям от его возбуждения до окончания, а также особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов. В этой части регулируется также исполнение решений иностранных судов и реализация исполнительных документов, выданных в Российской Федерации, за ее пределами.