Предмет и пределы надзора за исполнением законов судебными приставами.
В соответствии с Законом о прокуратуре предмет надзора за исполнением законов судебными приставами включает:
– соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства;
– соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ законов должностными лицами службы судебных приставов;
– соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами службы судебных приставов;
– законность применения мер обеспечения исполнительного производства должностными лицами службы судебных приставов;
– законность применения мер административного принуждения в рамках исполнения законодательства об административных правонарушениях;
– законность применения мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Следует также отметить, что с учетом произошедших в 2000-е гг. изменений в законодательстве, направленных на усиление статуса
судебных приставов, надзор за исполнением ими законов из ранее сугубо "общенадзорного" стал комплексным, поскольку на службу судебных приставов возложена функция уголовного преследования, осуществляемая в форме дознания (вопросы надзора в этой сфере излагаются в параграфе 7.2 настоящего пособия).
Пределы надзора в рассматриваемой сфере определяются полномочиями, установленными в гл. I разд. III Закона о прокуратуре, особенностями их применения, отраженными в указании Генпрокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами", а также компетенцией прокурора соответствующего уровня.
Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.
Общие требования к организации надзора за исполнением законов судебными приставами определены в указании Генпрокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7. Учитывая адресный характер данного указания, проверки исполнения законов судебными приставами вправе проводить только территориальные прокуроры.
Источниками информации о нарушении законов в сфере исполнительного производства для прокуроров являются:
– обращения (жалобы, заявления) физических и юридических лиц;
– сообщения СМИ;
– официальные сообщения руководителей предприятий и организаций, поступающие в государственные органы (в частности, в суды и в органы ФССП России);
– материалы дел (уголовных, гражданских и арбитражных, об административных правонарушениях) о неисполнении актов судебных органов; данные анализа и обобщения практики надзора; материалы проведенных проверок;
– информация общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, а также ассоциаций банковских вкладчиков;
– сведения статистической отчетности ФССП России по формам, утв. приказом Минюста России от 01.02.2010 № 27, в том числе формы: № 1-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России"; № 2-1 "Сведения об арестованном, переданном на реализацию и реализованном имуществе"; № 2-2 "Сведения о результатах деятельности территориальных органов ФССП России по розыску должников и их имущества"; № 3-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов"; № 5-1 "Сведения о пронерках территориальных органов ФССП России"; № 6-1 "Сведения об обращениях, поступивших в Федеральную службу судебных приставов"; № 6-2 "Сведения но жалобам на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданным в порядке подчиненности" и др.
Полезными для целей анализа деятельности подразделений ФССП России являются данные, регулярно готовящиеся в рамках исполнения приказа ФССП России от 13.05.2011 № 231 "Об утверждении методики расчетов, используемых в системе оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов".