Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
После изучения настоящей главы студент должен:
знать
• предмет и метод курса "Правоохранительные органы Российской Федерации";
• понятие и виды правоохранительных органов и правоохранительной деятельности;
уметь
• показать взаимосвязь курса "Правоохранительные органы Российской Федерации" с другими юридическими дисциплинами;
• объяснить место правоохранительных органов в системе органов государства;
• кратко охарактеризовать основные направления деятельности правоохранительных органов;
владеть
• юридической терминологией, касающейся предмета, системы и структуры курса "Правоохранительные органы Российской Федерации";
• понятийным аппаратом, принятым для характеристики правоохранительных органов и правоохранительной деятельности;
• навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися организации деятельности правоохранительных органов.
Предмет и система курса "Правоохранительные органы Российской Федерации"
Учебный курс "Правоохранительные органы Российской Федерации" является комплексной юридической дисциплиной, изучающей совокупность норм различных отраслей права, регулирующих организацию и деятельность судебных и правоохранительных органов РФ.
В настоящее время не существует единого понятия правоохранительных органов и правоохранительной деятельности. В учебной литературе встречаются трактовки термина "правоохранительные органы" в широком понимании: к ним относят суды, прокуратуру, адвокатуру, нотариат, органы юстиции, органы предварительного расследования, частные детективные и охранные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и организации, в той или иной степени обладающие полномочиями в сфере правоприменения.
В узком понимании к правоохранительным органам принято относить органы предварительного расследования (СК РФ, ФСБ России, МВД России, таможенные органы, ФСКН России и некоторые другие).
Следует заметить, что правоохранительные функции могут выполнять различные органы государства, но далеко не все они могут быть отнесены к правоохранительным.
К основным признакам правоохранительной деятельности принято относить следующие:
1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств;
2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий;
3) осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом;
4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т.е. связана с применением мер государственного принуждения.
В курсе "Правоохранительные органы Российской Федерации" изучаются следующие виды правоохранительной деятельности:
• конституционный контроль;
• осуществление правосудия;
• прокурорский надзор;
• выявление и расследование преступлений;
• оперативно-розыскная деятельность;
• охрана общественного порядка;
• обеспечение государственной безопасности;
• оказание квалифицированной юридической помощи;
• удостоверение бесспорных прав и фактов.
В структуре курса выделяются три части: общая, особенная, специальная.
В общей части рассматриваются основные теоретические положения курса (понятие и признаки судебной власти, правосудия, общее понятие судебной системы и др.).
Особенная часть посвящена организации и деятельности конкретных судебных и правоохранительных органов (отдельных видов судов и звеньев судебной системы, прокуратуры, полиции, органов государственной безопасности и др.)•
В специальной части курса изучается организация и деятельность суда и правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.
В настоящем параграфе понятие "Правоохранительные органы" имеет собирательный смысл в рамках учебной дисциплины под одноименным названием.
Необходимо иметь в виду, что суды хотя и занимаются правоохранительной деятельностью и включены поэтому в изучаемый курс, однако в общую систему правоохранительных органов включать их не следует, поскольку ОГЛАВЛЕНИЕ, форма, признаки правосудной деятельности существенно отличаются от правоохранительной деятельности иных органов, имеющих общий функциональный признак.
При этом нужно учитывать и то, что суды представляют судебную власть, а иные органы – исполнительную власть и общественные объединения, т.е. в основу такой классификации прежде всего положены принципы деятельности.