Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

• предмет и метод курса "Правоохранительные органы Российской Федерации";

• понятие и виды правоохранительных органов и правоохранительной деятельности;

уметь

• показать взаимосвязь курса "Правоохранительные органы Российской Федерации" с другими юридическими дисциплинами;

• объяснить место правоохранительных органов в системе органов государства;

• кратко охарактеризовать основные направления деятельности правоохранительных органов;

владеть

• юридической терминологией, касающейся предмета, системы и структуры курса "Правоохранительные органы Российской Федерации";

• понятийным аппаратом, принятым для характеристики правоохранительных органов и правоохранительной деятельности;

• навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися организации деятельности правоохранительных органов.

Предмет и система курса "Правоохранительные органы Российской Федерации"

Учебный курс "Правоохранительные органы Российской Федерации" является комплексной юридической дисциплиной, изучающей совокупность норм различных отраслей права, регулирующих организацию и деятельность судебных и правоохранительных органов РФ.

В настоящее время не существует единого понятия правоохранительных органов и правоохранительной деятельности. В учебной литературе встречаются трактовки термина "правоохранительные органы" в широком понимании: к ним относят суды, прокуратуру, адвокатуру, нотариат, органы юстиции, органы предварительного расследования, частные детективные и охранные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и организации, в той или иной степени обладающие полномочиями в сфере правоприменения.

В узком понимании к правоохранительным органам принято относить органы предварительного расследования (СК РФ, ФСБ России, МВД России, таможенные органы, ФСКН России и некоторые другие).

Следует заметить, что правоохранительные функции могут выполнять различные органы государства, но далеко не все они могут быть отнесены к правоохранительным.

К основным признакам правоохранительной деятельности принято относить следующие:

1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств;

2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий;

3) осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом;

4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т.е. связана с применением мер государственного принуждения.

В курсе "Правоохранительные органы Российской Федерации" изучаются следующие виды правоохранительной деятельности:

• конституционный контроль;

• осуществление правосудия;

• прокурорский надзор;

• выявление и расследование преступлений;

• оперативно-розыскная деятельность;

• охрана общественного порядка;

• обеспечение государственной безопасности;

• оказание квалифицированной юридической помощи;

• удостоверение бесспорных прав и фактов.

В структуре курса выделяются три части: общая, особенная, специальная.

В общей части рассматриваются основные теоретические положения курса (понятие и признаки судебной власти, правосудия, общее понятие судебной системы и др.).

Особенная часть посвящена организации и деятельности конкретных судебных и правоохранительных органов (отдельных видов судов и звеньев судебной системы, прокуратуры, полиции, органов государственной безопасности и др.)•

В специальной части курса изучается организация и деятельность суда и правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.

В настоящем параграфе понятие "Правоохранительные органы" имеет собирательный смысл в рамках учебной дисциплины под одноименным названием.

Необходимо иметь в виду, что суды хотя и занимаются правоохранительной деятельностью и включены поэтому в изучаемый курс, однако в общую систему правоохранительных органов включать их не следует, поскольку ОГЛАВЛЕНИЕ, форма, признаки правосудной деятельности существенно отличаются от правоохранительной деятельности иных органов, имеющих общий функциональный признак.

При этом нужно учитывать и то, что суды представляют судебную власть, а иные органы – исполнительную власть и общественные объединения, т.е. в основу такой классификации прежде всего положены принципы деятельности.