Лекция 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Изучив данную главу, студент должен:
– знать предмет и метод предпринимательского права, принципы его воздействия на предпринимательские отношения;
– уметь находить и анализировать источники предпринимательского права, применять их к конкретным бизнес-ситуациям;
– владеть общими принципами построения предпринимательского нрава, его специфическими особенностями и системой его применения.
Предмет и метод российского предпринимательского права
Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:
а) как комплексную отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
б) как науку – совокупность концепций, идей и теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных па совершенствование современного законодательства;
в) как учебную дисциплину – совокупность знаний, необходимых для подготовки специалистов-правоведов и составляющих часть учебной программы образовательных учреждений.
Среди ученых-юристов нет единого мнения но вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.
Сторонники дуалистической концепции (Б. И. Путинский, Е . А. Суханов и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом.
Последователи монистической теории (В. К. Мамутов, В. С. Мартемьянов и др.) полагают, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права.
Особенный интерес представляет работа авторского коллектива под руководством О. М. Олейник, посвященная правовому регулированию предпринимательской деятельности [1].
Объектом предпринимательского права является предпринимательская деятельность.
Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений.
1. Предпринимательские отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют "горизонтальными", поскольку они основываются на равенстве сторон.
2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).
3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.).
Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.
Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, оно сочетает использование как императивного (метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения), так и диспозитивного (предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения) методов.
Система российского предпринимательского права состоит из двух частей.
Общая его часть включает:
• источники российского предпринимательского права;
• понятие предпринимательской деятельности;
• понятие и виды субъектов предпринимательского права;
• систему требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности;
• правовые основы создания, прекращения, банкротства хозяйствующих субъектов;
• правовые основы управления предприятием;
• правовой режим имущества предпринимателей и т.д.
Особенная часть рассматривает вопросы правового обеспечения отдельных видов предпринимательской деятельности:
• правовые основы аудиторской и оценочной деятельности;
• правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• правовые основы инвестиционной деятельности;
• правовое регулирование иностранных инвестиций в России;
• правовые основы кредитования предпринимателей;
• правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности;
• правовое обеспечение инновационной деятельности;
• правовое регулирование ценообразования;
• правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и т.д.