Предмет и метод
Взгляды Джевонса характеризуются чрезвычайно оригинальной трактовкой предмета и метода политической экономии. В качестве предмета исследования у Джевонса выступает изучение условий максимизации наслаждения человека. Джевонс утверждает, что наслаждение и страдание – два конечных основания экономического исчисления. По его мнению, удовлетворить наши потребности в наибольшей степени с наименьшими усилиями, т.е. увеличить в максимальной степени наслаждение, – такова проблема политической экономии.
По сравнению с прочими маржиналистами метод Джевонса характеризуется крайним утилитаризмом. Утилитаризм – это подход в науках о человеке, в котором все явления и процессы общественной жизни рассматриваются с позиции получения полезности. Утилитаризм присутствовал во взглядах многих экономистов классической школы, а тем более маржиналистов, но у Джевонса утилитаризм присутствует в наиболее экстравагантной форме. Экономист согласно Джевонсу должен оперировать такими переменными, как степень наслаждения или страдания. Во всяком случае, работы самого Джевонса насыщены этими терминами, а его недвусмысленная позиция дала обоснованный повод для обвинения Джевонса в том, что он интерпретировал поведение человека исключительно как гедонистическое. Кроме того, можно отметить склонность Джевонса к малообоснованным ассоциациям между экономическими явлениями и психологическими или физиологическими процессами.
Теория полезности
К заслугам Джевонса следует отнести создание формализованной теории полезности. Джевонс определяет функцию полезности как , где х – количество товара; вводит понятие предельной полезности (которую он называл конечной степенью полезности), при этом последнюю он определяет как
Джевонс формулирует закон убывающей предельной полезности, причем его формулировка ничем не отличается от формулировки Госсена. Однако Джевонс дает психологическое (физиологическое) обоснование закона убывающей предельной полезности, ссылаясь на закон Вебера – Фехнера, согласно которому сила реакции рецепторов человека на раздражитель снижается при каждом повторении раздражения в течение определенного промежутка времени. Таким образом, полезность у Джевонса выступает как физиологическое ощущение, что искажает смысл данного понятия, придавая ему гедонистический оттенок.
Далее Джевонс в соответствии с классической традицией рассматривает понятие ценности и выделяет в нем три значения.
1. Потребительная ценность – под ней, по мнению Джевонса, нужно понимать общую полезность запаса некоторого блага.
2. Интенсивность желания – это то, что соответствует предельной полезности.
3. Меновое отношение, или цена, – данное значение также подразумевается в понятии "ценность". Согласно Джевонсу цена блага определяется исключительно его предельной полезностью, затраты прямо не влияют на формирование ценности.
Подход Джевонса характеризовался тем, что он рассматривал формирование всех категорий экономики преимущественно с позиции субъективных переживаний, испытываемых инидвидуумом. Подобный метод анализа позволял решить многие вопросы, связанные с теорией потребительского поведения и спроса, например решить парадокс алмаза и воды благодаря разграничению общей и предельной полезности блага.
Многие ключевые аспекты теории Джевонса определялись тем, что он сознательно пытался исключить из схемы ценообразования затраты, составлявшие основу классической теории, и создать модель, основанную только на потребительских оценках. Согласно известному выражению Джевонса, производственные затраты определяют объем выпуска продукции, объем производства задает величину потребления, количество потребленной продукции определяет предельную полезность, предельная полезность блага задает его цену. Таким образом, утверждал Джевонс, затраты лишь косвенно влияют на цену, непосредственно величина цены зависит от предельной полезности.
Стремление исключить сферу предложения из процесса образования ценности привело к тому, что в теории Джевонса экономика перестала быть системой взаимосвязанных рынков, объединенных кругооборотом доходов и расходов. В трудах классических политэкономов естественная цена представляла собой равновесную цену длительного периода, которая нащупывается в процессе перераспределения факторов производства между отраслями. Классики прекрасно понимали, что цена приходит в соответствие с затратами лишь в конечном счете, т.е. после того, как объем выпуска в каждой отрасли станет равен величине спроса. Только при этом условии все факторы производства могут получить свое естественное вознаграждение и, следовательно, исчезнет причина, вызывающая перемещение факторов из отрасли в отрасль.
Джевонс, напротив, рассматривает процесс ценообразования исходя из ситуации короткого периода, в котором доход всех участников фиксирован. Предметом его исследования является не равновесная цена длительного периода, а цена короткого периода, которая может сильно отклоняться от величины затрат. Результаты Джевонса, таким образом, дополняли выводы, полученные классическими политэкономами, однако объединить оба подхода к проблеме формирования ценности удалось лишь А. Маршаллу, который с помощью концепции периодов производства показал, что влияние затрат на ценность продукции зависит от периода времени, принимающегося во внимание при анализе.
Теория обмена
Теория обмена создавалась Джевонсом для того, чтобы объяснить возникновение цены (обменной пропорции) исключительно с точки зрения предельной полезности благ без учета затрат на их производство. Справиться с этой неразрешимой задачей Джевонс пытается с помощью понятия "торгующейся группы" (trading body), представляющей собой группу индивидуумов на рынке, предпочтения которых можно свести к предпочтениям репрезентативного представителя, заменив таким образом действие рынка поведением репрезентативного представителя.
Пусть имеются два репрезентативных субъекта (Л и В), при этом А владеет запасом блага 1, в то время как В имеет запас блага 2. По Джевонсу равновесие в обмене между данными субъектами будет достигнуто тогда, когда бесконечно малое количество обмениваемого продукта, будучи потребленным в данном отношении, не принесет ни увеличения, ни потери полезности.
Графически этот вывод можно проиллюстрировать так, как показано на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Равновесие индивидуума А в обмене
Субъект А изначально владеет запасом блага 1 и отдает его в обмен на благо 2. По мере того как запас блага 2 возрастает, его предельная полезность падает; когда запас блага 2 у субъекта А уменьшается, предельная полезность блага 1 растет. В некоторой точке предельная полезность обоих благ уравнивается – это и есть равновесная точка, которая задает желаемое количество товаров, поступающих в обмен.
Таким образом, Джевонс рассматривает поведение двух субъектов-монополистов и пытается создать теорию цены для этого случая, который, как показал Фрэнсис Эджуорт в "Математической психологии" (1881 г.), не имеет определенного решения. Каждая из сторон, участвующих в обмене, будет получать бо́льшую полезность, если пропорция изменится в ее пользу. Построение кривой предельной полезности отдаваемого блага 1 на рис. 5.2 возможно только при условии, что мы имеем априорно заданную обменную пропорцию, так как только после этого можно использовать ось x для измерения количеств блага 1 и блага 2. Если пропорция не задана, каждая из сторон будет пытаться изменить ее в свою пользу. Установление равновесной цены возможно только в случае конкурентного обмена, когда рыночная конкуренция заставляет соглашаться с той пропорцией, которая только покрывает затраты производства в наихудших условиях. Данная пропорция устанавливается обменом предельных контрагентов, находящихся в предельных условиях, для которых эта пропорция является единственно возможной.
Таким образом, достижение равновесия в обмене в модели Джевонса возможно только при условии, что пропорция обмена для торгующихся сторон задана извне, следовательно, вопрос о ее формировании, для ответа на который Джевонс и создавал модель, остался нераскытым.